РЕГИОНАЛЬНАЯ олимпиада школьников «Экология родного края»
Муниципальный этап 2014-2015
Классы
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить шесть видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы. Внимательно читайте конкурсные задания.
- Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из четырёх предложенных. Выбор каждого правильного ответа – 2 балла. Только в этом задании ответы Вы можете сразу заносить в матрицу (Фамилию, имя, класс записывать не нужно, это делает жюри при шифровании работы).
- Задание № 2 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование ответа – до 2-х баллов (максимально 4 балла).
- Задание № 3 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование каждого ответа– до 2-х баллов (максимально 10 баллов за тест).
|
|
- Задание № 4 – «Найди соответствие» - впишите в пустые графы необходимые термины.
- Задание № 5 включает несколько отдельных самостоятельных задач.
- ТРИЗ-задача (ТРИЗ- теория решения изобретательских задач), которая потребует от Вас не только знаний из нескольких учебных предметов, но и смекалки.
- После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.
- Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
Прим.: черновики работы жюри НЕ проверяет, постарайтесь все решённые Вами задачи вовремя записать на чистовике.
Время выполнения работы – 120 минут.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных (max - 50 баллов) | |
1. | Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает её, называют: а) оптимальным; б) биотическим; в) сигнальным; г) ограничивающим. |
2. | Способность видов к увеличению численности в геометрической прогрессии сдерживают: а) погодные условия; б) отношения между поколениями; в) ресурсы местообитания; г) сезонные ритмы жизни |
3. | Глубина проникновения корней растений в условиях нормальных температурного и водного режима зависит от: а) наличия почвенных микроорганизмов; б) наличия элементов питания; в) содержания атмосферного воздуха; г) глубины проникновения света |
4. | Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый промежуток времени у вида а) бабочка – капустница; б) речной окунь; в) большая синица; г) бактерия кишечной палочки |
5. | В одном природном сообществе с белкой живут А) ласточки-береговушки; Б) галки; В) большие синицы; Г) ястреб-перепелятник. |
6. | Личинки, ведущие паразитический образ жизни, нередко встречаются у представителей отряда а) Перепончатокрылых; б) Прямокрылых; в) Уховерток; г) Чешуекрылых. |
7. | Виды, наиболее уязвимые в биоценозе - а) многочисленные; б) доминирующие; в) малочисленные; г) средообразующие |
8. | Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамически относительное постоянство состава и свойств называется: а) гомеостаз; б) мутагенез; в) комменсализм; г) функциональное дублирование. |
9. | Климаксное состояние экосистемы следует понимать как: а) состояние динамического равновесия; б) состояние деградации; в) состояние неустойчивости экосистемы; г) состояние активного протекания сукцессионных процессов. |
10. | Первичная сукцессия не может иметь места: а) на обнажениях горных пород; б) на песчаных дюнах; в) на заброшенных сельскохозяйственных угодьях; г) на бывшем ложе ледника. |
11. | Какое значение имеют нашествия перелетной саранчи в экологии этих видов? а) биогеохимический круговорот и передача энергии по трофическим уровням; б) расселение вида на новые территории; в) циркадный цикл; г) снятие перенаселённости в местах отрождения. |
12. | Особи, принадлежащие к разным видам, не спариваются при встрече из-за а) различия мест обитания; б) различий брачного поведения; в) гибели зигот; г) нарушений мейоза. |
13. | Членом агроценоза является: А) поденка; Б) бабочка капустница; В) стрекоза-коромысло; Г) клоп водомерка. |
14. | Характерным признаком древесных растений, произрастающих в зоне повышенного проявления пирогенного фактора, считают: а) уходящие на большую глубину ветвящиеся корни; б) толстую кору, особенно в нижней части ствола; в) покрытые толстой кутикулой, опушенные листья; г) мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. |
15. | Не является характеристикой высокой гетерогенности почвы как среды обитания: а) трёхфазность; б) отсутствие света; в) резкие градиенты отдельных факторов; г) насыщенность энергетическим материалом – мертвым органическим веществом. |
16. | По мере погружения в глубину почвы постепенно уменьшается: а) концентрация углекислого газа; б) спектральный состав света; в) концентрация кислорода; г) длина корневых волосков. |
17. | Максимальная рождаемость определяется: а) территориальным поведением самцов; б) физиологической плодовитостью самок; в) склонностью к миграции новорождённых особей; г) богатством кормовых ресурсов популяции. |
18. | По сравнению со среднемировыми показателями в России ниже а) доля пожилых людей в общей численности населения; б) смертность; в) доля детей в общей численности населения; г) доля городского населения. |
19. | Органическое земледелие – это производство продуктов питания: а) без применения сельскохозяйственной техники; б) без применения искусственного полива; в) с ориентацией на последние достижения генной инженерии; г) без применения минеральных удобрений и пестицидов. |
20. | Повреждение зубной эмали вызывается избытком в питьевой воде ионов: а) кальция (Ca); б) кремния (Si);. в) фтора (F); г) серы (S). |
21. | Использование минеральных удобрений сопряжено с риском, поскольку: а) большинство удобрений не обеспечивает растения всеми необходимыми питательными веществами; б) удобрения плохо растворимы в дождевой воде; в) при смыве с полей удобрения могут вызвать эвтрофикацию водоёмов; г) удобрения токсичны для деревьев и лесных растений. |
22. | Примером рационального природопользования является 1) распашка целинных земель; 2) создание терриконов вблизи шахт; 3) создание лесополос в степной зоне; 4) сплав леса по крупным рекам. |
23. | Выращиваемые в фермерских хозяйствах шампиньоны – это А) продуценты; Б) редуценты; В) консументы; Г) паразиты. |
24. | Привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов - а) интродукция; б) биологическое загрязнение; в) эмиссия; г) химическое загрязнение. |
25. | При вырубке леса на возвышенности почва скорее всего будет А) оподзоливаться; Б) заболачиваться; В) засоляться; Г) сохнуть. |
Задание 2. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным | |
26. | Светолюбивые растения в природе встречаются на открытых, освещенных местах. Они не выносят затенения, т.к. в процессе эволюции приспособились к яркому солнечному свету. Выберите из ниже указанных растений светолюбов. а. Ель; б. Липа; в. Кислица г. Кукуруза Ответ: |
Задание 3. (каждая задача – max 10 баллов) Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа | |
27. | На пашнях Пензенской области высаживают травосмеси из двух культур: вика-овес, горох-пшеница. Чем обусловлено такое сочетание культур на одной территории? а) снижением экономических затрат при уборке урожая; б) возможностью одновременной уборки урожая с целью создания комбинированных кормов в) уменьшением эрозионных процессов; г) расхождением экологических «требований» культурных растений. Ответ: |
28. | В чем опасность сброса талого снега с городских улиц в прибрежье реки Суры: а) возникновением временных водотоков при таянии снега и, как следствие, разрастание оврага на данной территории б) выносом песка в водоем и, следовательно, его засорением и обмелением в) увеличением количества озер-стариц в весенний период и изменением микроклимата территории г) изменением биоценоза прибрежной территории Ответ |
|
|
|
|
Задание 4 «Найди соответствие» (max - 10 баллов) Задача № 29. Пестициды– общее название химических веществ, используемых для защиты растений и животных. В больших концентрациях эти вещества опасны для здоровья человека. Впишите название пестицидов в пустую графу напротив соответствующей характеристики; каждый правильный ответ – 1 балл): | |
– химические вещества, используемые для уничтожения клещей. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения нежелательных (сорных) травянистых растений. | |
– химические вещества, используемые для удаления листьев. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения грибов. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного отпугивания насекомых. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения животных. | |
– химические вещества, используемые для уничтожения крыс. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения насекомых. | |
– химические вещества, используемые для уничтожения тлей. | |
– химические вещества, используемые для избирательного или полного уничтожения древесной или кустарниковой растительности. | |
– химические вещества, используемые для уничтожения бактериальных инфекций. |
|
|
Задание 5.
ЗАДАЧА № 30 (max - 3 балла)/
Отмечаем юбилей М.Ю.Лермонтова…
Исходя из текста поэмы, Мцыри, герой одноименного произведения М.Ю.Лермонтова, дрался с барсом. Но барс – это сленговое название довольно многих крупных представителей сем. Кошачьих. Какое животное могло быть описано в поэме? Почему Вы так думаете? (3 балла)
Ответ: