Наука о русском языке

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.Наука о русском языке.

Тема 1.1. Роль и значение русского языка в современном обществе и мире.

Тема 1.2.Язык как система. Основные уровни языка.

Тема 1.3.Язык как развивающееся явление.

Раздел 2. Язык и речь.

Тема 2.1. Понятие речевой коммуникативности.

Тема 2.2.. Текст и его структурно-смысловые признаки.

Тема 2.3 Функционально-смысловые типы речи.

Тема 2.4. Функциональные стили литературного языка.

Тема 2.5. Понятие культуры речи

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Тема 3.1. Слово, его лексическое значение.

Тема 3.2. Многозначность слова и омонимы.

Тема3.3.Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.

Тема 3.4. Лексические ошибки и их исправление.

Тема 3.5.Лексика с точки зрения её употребления.

Тема 3.6.Активный и пассивный словарный запас.

 

Раздел 4. Фонетика.

Тема 4.1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Тема 4.2. Особенности русского ударения.

Тема 4.3.фонема и орфограмма.

Тема 4.4. Варианты русского литературного произношения и написания.

Тема4.4. Благозвучие речи. Фонетические средства речевой выразительности.

 

Раздел 5. Морфемика и словообразование.

Тема 5.1. Состав слова.

Тема 5.2. Производная и производящая основы.

Тема 5.3. Способы словообразования.

Тема 5.4.Понятие об этимологии

Тема 5.5.Многозначность и омонимия морфем.

Тема 5.6. Правописание морфем.

 

Раздел 6.Морфология и законы правописания.

Тема 6.1. Словоформа как единица морфологии.

Тема 6.2. Имя существительное.

Тема 6.3. Имя прилагательное.

Тема 6.4.имя числительное

Тема 6.5.Местоимение.

Тема 6.6.Глагол.

Тема 6.7.Причастие и деепричастие.

Тема 6.8.Наречие. Слова категории состояния.

Тема 6.9.Служебные части речи.

Тема 6.10.Частицы, междометия и звукоподражательные слова.

 

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.1. Основные синтаксические единицы.

Тема 7.2. Простое осложнённое предложение

Тема 7.3. Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное предложение

Тема 7.4. Бессоюзное сложное предложение. Сложное синтаксическое целое.

Тема 7.5. Способы передачи чужой речи.

 

Список использованной литературы

Приложение


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Наука о русском языке.

Методические указания.

Студент должен знать, что такое литературный язык, каковы его признаки.

Одной из характерных черт литературного языка является нормированность.

Студент должен знать различные типы норм: нормы произношения и ударения, или орфоэпические нормы (изучаются в разделе «Орфоэпия»), нормы словоупотребления, или лексические нормы (изучаются в разделе «Лексика»), морфологические нормы (изучаются в разделе «Морфология»), синтаксические нормы (изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация»), нормы правописания (изучаются в разделе «Орфография»).

Необходимо знать, что литературному языку противопоставляются диалекты, жаргоны, профессионализмы.

Студенту надо знать основные единицы языка: фонемы, морфемы, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонема — это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение.

Морфема (от грей, «morphe» — «форма») — это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

Слово ¾ назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них.

Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

Слово является центральной единицей языка. Все связи языка как системы так или иначе сходятся в слове. Слово состоит из фонем и морфем, и само, в свою очередь, служит «строительным материалом» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание ¾ это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова.

Предложение — это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение более сложная и самостоятельная единица языка, при помощи которой можно не только назвать предмет, но и сообщить о нем что-либо. Предложение характеризуется смысловой оформленностью и законченностью.

Язык и речь.

Методические указания.

Студент должен знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

Признаки, характеризующие язык и речь, хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Язы к как система имеет свою функцию — он является средством общения.

Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Речь служит средством выражением мыслей и чувств человека.

Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался ве ками и менялся с течением времени.

Студент должен знать качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Правильность речи ¾ это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

Правильность речи ¾ это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.

Чистота речи — это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т. Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.

Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксиче­ское, и интонационное.

Точность речи ¾ это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.

Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность.

Студент должензнать функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; различать описание научное, художественное, деловое .

Студент должен знать функциональные стили литературного языка (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный).Функциональные стили литературного языка хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студент долженуметь продуцировать разные типы речи; создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студента.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: