Каждая кредитная организация в соответствии с требованиями Банка России1 должна разработать и утвердить руководящим органом специальный документ о политике в сфере управления ликвидностью.
1 См.: Рекомендации ЦБ РФ по анализу ликвидности кредитных организаций от 27 июля 2000 г. (письмо № 139-Т).
Основные требования Банка России к содержанию этого документа сводятся к следующим положениям.
1. В документе должна быть зафиксирована организационная структура подразделений и органов управления, принимающих участие в анализе, оценке и регулировании ликвидности, осуществляющих контроль и отвечающих за выполнение соответствующих решений.
В большинстве российских банков в качестве органа управления ликвидностью функционирует Комитет по управлению активами и пассивами, который является коллегиальным органом, оценивающим сложившуюся ситуацию и принимающим решения по устранению недостатка (дефицита) ликвидных средств или по размещению их излишка. Состав комитета формируется из представителей различных подразделений банка и возглавляется Председателем (заместителем Председателя) Правления банка.
Контрольные функции, как правило, выполняет служба внутреннего контроля или внутреннего аудита.
Непосредственно связаны с управлением ликвидностью подразделения банка, занимающиеся аккумулированием ресурсов и их размещением. Обычно в банке существует одно центральное подразделение (отдел, подотдел), которое проводит работу по расчету нормативов ликвидности, анализу их состояния, определению ликвидной позиции банка на текущий период и перспективу, наблюдению за состоянием корреспондентского счета банка и т.д. Материалы данного подразделения в виде выходных таблиц представляются в Комитет по управлению активами и пассивами.
2. В документе должны содержаться описания процедур определе
ния рациональной потребности кредитной организации в ликвидных
средствах, в том числе избытка (дефицита) ликвидных средств. При
этом должны быть определены предельно допустимые значения из
бытка (дефицита) ликвидных средств. Особое место отводится поряд
ку составления краткосрочного прогноза ликвидности.
3. Документ о политике по управлению ликвидностью должен
включать описание методов проведения анализа состояния мгновен
ной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности, состояния требо
ваний банка к клиентам (в том числе и просроченных) и обязательств
банка, от которых зависит состояние ликвидности. Аналитическая ра
бота предполагает разработку сценариев, основанных на допущении
возникновения возможных негативных событий, связанных с состоя
нием фондового рынка, положением заемщиков и кредиторов и т.д.
Глава 10. Управление ликвидностью банка
2. Система децентрализованного управления ликвидностью
Для проведения анализа необходимо наличие методики оценки взаимного влияния ликвидности и прибыльности банка.
4. Документ должен включать описание методов устранения от
дельных негативных тенденций, например невыполнения предельных
значений экономических нормативов, возникновения конфликта ин
тересов между ликвидностью и прибыльностью кредитной организа
ции, а также методов восстановления ликвидности. Для этого каждый
банк применительно к конкретной ситуации должен заранее опреде
лить возможные пути решения возникающих проблем, источники мо
билизации дополнительных ликвидных активов.
Известно, что финансово устойчивые банки в случае возникновения краткосрочных проблем с ликвидностью могут использовать различные кредиты Банка России, межбанковские кредиты, а также провести работу с кредиторами по пролонгации депозитных договоров. Банки, обладающие финансовыми проблемами, располагают ограниченным составом для поддержания своей ликвидности.
5. Особое место в требованиях Банка России к содержанию поли
тики в области управления ликвидностью отведено порядку оценки,
анализа и регулирования ликвидности в иностранной валюте. Каждый
банк должен определить состав показателей, методику расчета и оцен
ки ликвидности в иностранной валюте, установить предельные значе
ния коэффициентов ликвидности по всем валютам и каждой валюте в
отдельности.
6. В организационных мерах по управлению ликвидностью должна
быть определена информационная система для сбора и анализа состоя
ния ликвидности. Используемая информационная база должна быть
достаточной для адекватной оценки и достоверного прогноза ликвидно
сти кредитной организации.
Методы и инструменты управления ликвидностью
Вторым элементом системы управления ликвидностью являются методы и инструменты этого процесса, которые и определяют его содержание.
Теоретически существует два основных метода управления ликвидностью. Первый метод ориентируется на управление активами банка. Он был особенно популярен у зарубежных банков до 60-х гг. XX в.; в настоящее время им пользуются мелкие банки, а также банковские организации в условиях недостаточно развитого денежного рынка при ограниченных возможностях привлечения дополнительных ресурсов извне (например, с межбанковского рынка) в случае возникновения нехватки ликвидных средств.
Ориентация банка на управление активами для поддержания своей ликвидности предполагает:
• установление зависимости структуры активов по суммам и сро
кам от структуры пассивов. Погашение обязательств перед кредитора
ми осуществляется за счет регулирования сроков активов;
• поддержание на определенном уровне объема высоколиквид
ных активов.
Второй метод управления ликвидностью связан с регулированием объема и структуры пассивов. Этим методом пользуются, как правило, крупные банки, имеющие сильные позиции на денежных рынках. При этом методе уровень высоколиквидных активов сводится к минимуму. При управлении пассивами банк ориентируется на:
• устойчивость депозитной базы, позволяющей уменьшить отток
денежных средств из банка. Устойчивость депозитной базы обеспечи
вается культурой обслуживания, расширением предоставляемых
услуг, повышением доверия клиентов к банку;
• диверсификацию инструментов привлечения средств;
• расширение числа участников денежного рынка, уверенных в
финансовой устойчивости банка, что позволяет привлекать дополни
тельные денежные ресурсы в случае недостатка ликвидных средств.
С учетом избранного метода определяются и соответствующие инструменты управления ликвидностью. К их числу относятся выбор показателей измерения ликвидности, установление лимитов и контрольных цифр, выбор инструментов привлечения и размещения ликвидных средств.
Выбор показателей измерения ликвидности обусловливается прежде всего требованиями надзорного органа к оценке ликвидности. Если в зарубежных странах надзорные органы либо вообще директивно не устанавливают обязательный круг таких показателей (например, в США), либо устанавливают незначительное количество показателей (например, в Японии, Германии, Франции, Англии), то в России, как отмечалось выше, директивно обязательными являются пять показателей (Н2, Н3, Н4, Н5, Н14). Соответственно российские кредитные организации осуществляют оценку своей ликвидности на основе указанных показателей. Данный метод оценки ликвидности получил название коэффициентного, он же обусловил и соответствующий ему метод Управления ликвидностью — на основе коэффициентов (подробнее см. 10.3).
Для оценки ликвидности российские кредитные организации также используют анализ денежных потоков за определенный период. В этом случае все активы и пассивы кредитной организации, включая
Глава 10. Управление ликвидностью банка
3. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов
и забалансовые операции, классифицируются по срокам исполнения обязательств и по срокам размещения активов. По каждому выбранному для оценки периоду исчисляется недостаток или излишек ликвидных активов, на основании чего дается оценка ликвидности банка в целом (подробнее см. 10.4). Оценка ликвидности на основе анализа денежных потоков предполагает и процедуру принятия решения по регулированию ликвидной позиции кредитной организации. Как правило, такое решение принимает Комитет по управлению активами и пассивами с учетом рассмотрения конкретной ситуации внутри кредитной организации и во внешней среде.
Важное значение в механизме управления ликвидностью принадлежит лимитам и контрольным цифрам, которые регулируют предельные значения показателей ликвидности. Лимиты определяют жесткие границы соответствующих показателей, контрольные цифры — ориентировочные, наиболее предпочтительные границы. В российских условиях к числу лимитов, регулирующих значение показателей ликвидности, можно отнести нормативные уровни соответствующих показателей ликвидности, предусмотренные Инструкцией № 1 Банка России.
Наряду с ними Банк России рекомендует кредитным организациям устанавливать на определенные периоды предельные значения избытка (дефицита) ликвидных средств, в том числе в иностранной валюте. Методика определения указанных контрольных цифр Банком России не приведена; данный вопрос решается на уровне кредитной организации.
Инструментом управления текущей ликвидностью может быть корреспондентский счет кредитной организации, отражающий остаток его ликвидных средств. Сопоставляя этот остаток с предъявленной банку суммой обязательств, изыскивая источники пополнения данного счета, осуществляя прогноз необходимого остатка средств в дальнейшем, кредитная организация использует указанный инструмент для регулирования текущей ликвидности.