Определенное место в системе обучения студентов высших учебных заведений занимают консультации по дисциплине.
Консультации как одна из форм обучения могут быть классифицированы по отдельным видам на групповые; индивидуальные; тематические; по вопросам студентов; по вопросам, на которые считает необходимым обратить внимание преподаватель; проводимые в течение всего периода изучения дисциплины; перед экзаменами; перед государственным экзаменом; устные; письменные.
Основная цель консультации — помочь студентам в творческом усвоении всех вопросов, составляющих предмет «Конституционное (государственное) право России».
Рассмотрим методику организации и проведения индивидуальных и групповых консультаций.
Индивидуальные консультации проводятся в течение всего периода изучения конституционного права. Их цель состоит в том, чтобы помочь студенту лучше подготовиться к семинарскому или практическому занятию, более квалифицированно написать курсовую, контрольную работу или подготовить доклад на научном кружке. Поэтому консультации должны носить систематический характер.
|
|
Чаще всего за консультацией студенты обращаются к преподавателю, который ведет в их группе семинарские и практические занятия, иногда—к другому преподавателю. Это чаще бывает тогда, когда у преподавателя, который проводит семинарские и практические занятия, по отдельным спорным вопросам дисциплины не совпадает точка зрения с лектором. Но иногда у студента возникает потребность не откладывая обратиться к преподавателю за консультацией, тогда он обращается к любому преподавателю. С учетом этого обстоятельства желательно на кафедре иметь график консультаций.
Опыт организации и проведения индивидуальных консультаций на кафедре теории государства и права показывает, что график лучше составлять на семестр. В него следует включать профессоров, доцентов, старших преподавателей и наиболее опытных преподавателей, которые читают курс лекций или проводят семинарские и практические занятия. Если таких преподавателей набирается достаточно, то консультации можно проводить пять раз в неделю. Каждый преподаватель выбирает наиболее подходящий для него день недели.
Характер и содержание вопросов, которые задают студенты преподавателю в порядке индивидуальной консультации, могут быть весьма разнообразны. В начале изучения конституционного права студенты ограничиваются обычно вопросами по темам, которые выносятся на ближайшие семинарские и практические занятия. Это объясняется тем, что студенты, как правило, готовятся к занятию накануне. В дальнейшем круг этих вопросов значительно расширяется, так как студенты обнаруживают пробелы в знаниях уже пройденного, неясности в отдельных вопросах вновь изучаемого материала.
|
|
Во время подготовки к экзаменам большинство интересуется экзаменационными билетами, учебниками для подготовки к экзамену. Студенты просят разъяснить сущность отдельных вопросов, провести разграничение между смежными понятиями. Несмотря на разнообразный характер вопросов, преподаватель должен быть готовым к ответу на любой из них.
Нередко студент просит дать определение того или иного процессуального действия, например, освидетельствования и судебно-медицинской экспертизы. В этом случае ему можно порекомендовать прочитать соответствующую литературу, где даются правильные определения указанных понятий.
Довольно часто студенты обращаются за консультацией в связи с курсовыми письменными работами, а также по поводу решения задач при подготовке к практическому занятию.
В этом случае можно дать следующие рекомендации:
1) по всем вопросам контрольных и курсовых работ, так как они готовятся студентом в течение всего семестра, можно обращаться за консультацией к преподавателю, который ведет в группе семинарские и практические занятия и будет рецензировать эти работы;
2) преподаватель рекомендует студенту дополнительные литературные источники и нормативные акты помимо указанных в тематике курсовых работ, оказывает помощь в составлении плана курсовой работы;
3) относительно решения задач в порядке подготовки к практическому занятию преподаватель называет перечень статей, которые могут быть использованы при решении той или иной сложной задачи;
4) преподаватель не должен решать задачи вместо студента.
Наиболее часто студенты обращаются за консультацией во время экзаменационных сессий, а также перед государственными экзаменами. Многие из вопросов касаются того, как отвечать на те или иные экзаменационные билеты.
Представляется, что преподаватель обязан отвечать и на указанные вопросы студентов. Но не о том, как и какими фразами должен студент говорить, а о том, какие узловые моменты данного вопроса надо обязательно подчеркнуть на экзамене.
Групповые консультации по общему правилу проводятся в связи с подготовкой к экзаменам обычно в период экзаменационных сессий.
В отличие от индивидуальных консультаций, которые проводятся в соответствии с установленным графиком, групповые консультации проводятся по заявкам студентов во время, удобное для студентов.
Групповые консультации лучше всего проводить преподавателю, который принимает в данной группе экзамен, а при подготовке к госэкзамену — преподавателю кафедры, который входит в состав комиссии, принимающей госэкзамен в этой подгруппе. При общей методике организации проведения экзаменов, как и всех других форм учебного процесса, у каждого преподавателя есть и некоторые свои особенности.
Основное содержание консультации состоит в том, что преподаватель на основе анализа итогов экзаменов по уголовному процессу в прошлые экзаменационные сессии, а также на основе данных по группам, где уже сдавали экзамены в данную сессию, обращает внимание студентов на те вопросы, которые вызывали наибольшие затруднения. На этой же консультации преподаватель может ознакомить студентов со структурой экзаменационных билетов, для иллюстрации привести содержание некоторых из них, назвать вопросы, которые не включены в программу по уголовному процессу.
Здесь же преподаватель дает рекомендации по изучению литературных источников, нормативных актов, методические советы по подготовке к экзамену по уголовному процессу. В конце консультации следуют ответы на вопросы студентов.
|
|
Имеется два метода разъяснения этих вопросов:
а) преподаватель отвечает на вопросы в порядке их поступления от каждого студента;
б) преподаватель выслушивает вопросы всех присутствующих на консультации, приводит их в определенную систему, после чего дает разъяснения.
После разрешения всех поставленных студентами вопросов можно дать методические советы по подготовке к ответу на вопросы непосредственно на экзамене после получения экзаменационного билета. Эти рекомендации сводятся к следующему: 1) уяснить содержание вопросов; 2) наметить план раскрытия каждого вопроса; 3) сформулировать на бумаге определения понятий; 4) назвать авторов, которые исследовали данный вопрос; 5) записать нормативные акты, регламентирующие следственное действие, подлежащее раскрытию; 6) показать практическое значение вопроса или института; 7) продумать примеры из следственной и судебной практики.
Таковы важнейшие положения методики проведения групповых консультаций в связи с подготовкой студентов к экзаменам.
Иногда групповые консультации могут проводиться и вне связи с экзаменами. Целесообразно, например, проводить групповую консультацию по инициативе самого преподавателя в группе, где он будет проводить занятия.