1. понятие цели обучения. Таксономия целей обучения.
2. сущность содержания образования.
3. источники и факторы отбора содержания образования.
4. документы, регламентирующие содержание образования.
Вопрос29)
Цель образования является определяющим компонентом дидактической системы и зависит от соц. заказа, особенностей образовательного учреждения, конкретных задач. В истории педагогики выделяются два противоположных подхода к целям образования. Представители первого утверждают, что целью обучения является развитие памяти человека, в первую очередь – ее объема. Основной механизм – запоминание. Данный подход называют формальным. Согласно второму, целью обучения является усвоение курса наук, формирование конкретных необходимых в жизни знаний. Этот подход называется материальным. Общепринятой является попытка рассмотрения целей образования через результат учебных действий. Построение системы целей, внутри которой выделяются уровни и виды целей, называется таксономией. Наиболее разработанной таксономией целей обучения является таксономия американского ученого Биума. В основу данной таксономии положено разделение сфер деят-ти человека на когнитивную (умственную), аффективную (чувственную) и психомоторную деят-ть. В дидактике наиболее часто используемой на практике является таксономия целей в когнитивной сфере личности. Перечень целей обучения в когнитивной сфере личности выглядит так:
|
|
N | Категория целей | Содержание категорий |
Знания | Запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий и полной картины мира. | |
Понимание | Преобразование материала из одной формы в другую (из словесной в схематическую), а также интерпретация материала, выдвижение предположений, сравнение различных точек зрения. | |
Применение | Использование изученного материала как в конкретных традиционных, так и в новых ситуациях. | |
Анализ | Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. | |
Синтез | Комбинирование элементов с целью получения нового целого (сообщение, построение плана действий, игровое действие с установлением связей). | |
Оценка | Наличие всех выше перечисленных позиций + оценочное суждение, основанное на четких внешних и внутренних критериях. |
С методической точки зрения цели полагания осуществляются следующими способами:
1) через изучаемое содержание материала
2) через деят-ть учителя
3) через внутренние процессы обучаемого (формируются воспитательные умения ученика)
4) через учебную деят-ть ученика
|
|
5) через результаты обучения, выраженные через конкретные действия обучаемого.
2.
Рассмотрение вопроса о сущности содержания образования определяется наличием 2-х подходов: 1) знание-ориентированного, 2) личностно-ориентированного. При первом подходе знание является высшей ценностью и заслоняет собой личность. В последние годы в связи с гуманизацией образования утверждается личностно-ориентационный подход содержания (Лернер, Скаткин, Бим-Бад, Краевский). В рамках данного подхода социальная функция образования является определяющей его содержание. Культура человеческого общества при анализе распадается на определенные элементы, и для воспроизведения этих элементов в содержании образования они должны отражаться. Исходя из этого, содержание образования включает в себя:
1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способов деят-ти, усвоение которых обеспечивает формирование научного мировоззрения, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деят-ти.
2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий и обеспечивающих способность молодого поколения к сохранению культуры.
3) опыт творческой деят-ти, ее основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общества и обеспечивающий развитие культуры.
4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и к друг другу.
Знания являются основным элементом и источником формирования содержания образования. Без знаний невозможна целенаправленная деят-ть. Выделяются основные виды знаний:
§ понятия и термины
§ факты повседневной действительности и науки
§ законы науки и действительности
§ концепции и теории
§ знания о способах деят-ти
§ оценочные знания.
Умения и навыки следующих видов:
Ø интеллектуальные (дедуктивные, обобщающие)
Ø практические (конструктивные, трудовые)
Ø предметные (работа с картой по географии)
Ø обще учебные (работа с книгой, умение конспектировать)
Опыт творческой деят-ти направлен на формирование творческой личности. Процедуры творческой деят-ти сложно разделить на этапы, однако выделяют признаки и черты творческой деят-ти, овладение которыми характеризует личность как творческую. Такие черты:
ü самостоятельный перенос информации в новую незнакомую ситуацию
ü видение новой проблемы в знакомой ситуации
ü видение новой функции объекта
ü видение структуры объекта
ü самостоятельное комбинирование известных способов деят-ти в новые
ü видение возможных решений данной проблемы
ü построение новых способов решения данной проблемы отличных от известных
Что касается четвертого компонента содержания образования – данный компонент характеризует чувственную сферу личности и рационально не может быть охарактеризован. Содержание образования реализуется на различных уровнях:
1) осознанное восприятие и запоминание, когда информация в чистом виде используется как образец
2) перенос информации в различные ситуации (поиск применения)
3) творческое использование знаний и способов деят-ти.
3.
В дидактике выделяют понятие – источник содержания образования и фактор его отбора. Наиболее общий источник содержания образования – культура, а также виды деят-ти: трудовой, учебной, логика развертывания материала.
Факторами отбора являются:
а) потребности общества, а также социальные, культурные, профессиональные требования к выпускнику
б) закономерности и принципы процесса обучения
в) психические особенности и возможности обучаемых
4.
К документам, регламентирующим содержание образование, относятся:
|
|
1) государственный образовательный стандарт
2) учебный план (основной документ)
3) учебные программы, учебники и учебные пособия
1) образовательный стандарт (от слова мерило, норма) – обязательный уровень требований подготовки выпускников и соответствие этим требованиям содержания методов, средств, форм обучения и контроля. В содержательном аспекте гос. образовательный стандарт предусматривает:
a) владение базовыми понятиями – умение:
ü узнавать и воспроизводить основные понятия и теории науки
ü давать им определения
ü раскрывать содержание понятия, его объем
ü устанавливать межпредметные связи на основании этого понятия
ü давать практическую интерпретацию понятиям
b) знание теорий, концепций, закономерностей науки, ее истории, проблем и прогнозов
c) умение применять научные знания на практике
d) наличие собственных суждений в данной области науки
e) знание проблем науки и своей роли в их решении
f) владение технологией непрерывного самообразования в данной науке
Гос. образовательный стандарт минимум включает в себя:
v описание содержания образования на каждой ступени образования
v требования к минимальной подготовке обучаемых
v максимально допустимый объем нагрузки обучаемых
2) на основе образовательного стандарта – основной учебный план, который является основой учебного плана конкретного образовательного учреждения. Включает в себя инвариантную (федеральную) часть и вариативную часть (региональный и школьный компоненты), призванные обеспечить индивидуализацию обучения и учесть особенности учебного заведения и региона. На основании учебного плана составляют учебные программы, отражающие конкретное содержание материала, объем, логику изучения и количество часов по темам и разделам по конкретной дисциплине.
В структуре учебной программы выделяют следующие компоненты:
a) пояснительная записка, в которой цели и задачи курса, объем и формы контроля
b) содержание курса (тематический план, тематика лекций, занятий)
c) литература для изучения материала
|
|
d) методические рекомендации по организации изучения материала
3) конкретизация учебных программ находится в учебниках и пособиях. Учебник – основной источник знаний и организации смысловой работы. Структура его включает в себя учебный текст, как основной элемент, и вне текстовые материалы. К ним относятся:
Ø аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям)
Ø собственный иллюстративный пример
Ø аппарат ориентировки, включающий предисловия, примечания, приложения, оглавления, указатели)
Учебное пособие в отличие от учебника отражает некоторые темы наиболее широко и углубленно.