по следующим критериям:
содержательность (в повествовании – умение придумывать интересный сюжет, развёрнутый в логической последовательности; заимствован сюжет; идёт перечисление признаков в описании – раскрытие признаков и действий).
Композиция высказывания (наличие трёх структурных частей – начало, середина, конец, выстраивание сюжета в логической последовательности; частичное нарушение логики изложения: отсутствие начала и конца).
Грамматическая правильность построения предложений (правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях; использование только простых предложений; однотипные конструкции).
Разнообразные способы связей между предложениями (использование способов формально-сочинительной связи (через союзы «а», «и», наречие «потом»); неумение связывать между собой предложения.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов-определений, сравнений, синонимов, антонимов; некоторое нарушение точности словоупотребления; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов).
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы; монотонное невыразительное изложение).
Пересказ текста.
Задание: пересказать текст.
Года.
Котенок.
У Кати жил котёнок. Катя любила котёнка. Она поила его молоком. Котёнок любил играть с Катей.
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив о последующем пересказе. Затем задают несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Потом еще раз выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе.
Далее предлагают ребенку план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты расскажешь, что любил делать котенок».
Лет.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».
Лет.
Щенок.
Мама подарила Егору маленького щенка. Егор очень ему обрадовался.
Он назвал щенка Тобиком. Стал Тобик знакомиться с квартирой. Сначала Тобик обнюхал диван, потом залез под стол и стал грызть ножку стула. Егор полез за Тобиком под стол, но щенок выскочил оттуда, побежал в коридор и спрятался за тумбочкой.
Ребенку читают рассказ и задают вопросы: «Кого подарили Егору? Что почувствовал при этом Егор? Как Егор назвал щенка? Что стал делать Тобик сначала, а что потом? Что сделал Егор? Что сделал щенок?». Далее предлагают ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажи, как щенок попал к Егору. Потом расскажи, как щенок знакомился с квартирой. И наконец, расскажи, делал Егор и где спрятался щенок».
Возрастные показатели и вывод:
4года: передает общий смысл рассказа (воспроизводит не менее 30% текста), использует простые распространенные предложения, 8-10% сложных предложений.
5лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 50% текста), использует простые распространенные предложения, а также сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Интонационно передаёт диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
6лет: достаточно полно передает сюжет рассказа (воспроизводит не менее 70% текста). Использование простых распространенных и простых осложненных предложений, а также сложные предложения (1-2).