Модель методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста

 

В основу проектирования модели досуговой деятельности детей дошкольного возраста положено современное научное толкование семантически емкого термина «модель». В энциклопедическом понимании модель – это мысленный или знаковый образ, замещающий подлинный объект так, что его изучение дает новую информацию об этом объекте [6, с.123].

Разработка модели проводится на основе существующих в современной науке толкований данного термина. Нами были проанализированы подходы к моделям и моделированию, изложенные в работах Н.М. Амосова, В.М. Ананишнева, С.И. Архангельского, В.И. Загвязинского, В.С. Ильина, Н.Б. Крыловой, Н.В. Кузьминой, И.П. Подласого. Их идеи имеют немало общего и дополняют друг друга.

Назначением модели является создание явлений изучаемого объекта, аналогичных явлениям, анализ которых затруднен, считает Н.М. Амосов. Он также указывает, что модель служит обобщенным отражением явления, соотнесения теоретических представлений об объекте и эмпирических знаний о нем [6, с.136].

В модели необходимо совмещать теоретические и практические знания: недостаточно иметь только представление о структуре досуговой деятельности, для этого требуется подобрать оптимальные практические средства. Также недостаточен комплекс практических упражнений, применяемых в досуговой деятельности, нужно иметь прочную научную основу, чтобы применяемые практические средства охватывали все компоненты досуговой деятельности, и ее стимулирование было всесторонним.

Необходимо выделять несколько компонентов в модели и показывать их взаимосвязь. И.П. Подласый доказал: только зная, что, с чем и как связано, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества образовательного процесса [79, с.192].

При проектировании модели досуговой деятельности необходимо придерживаться следующих требований:

– модель должна отразить целостность процесса: это проявляется во внутреннем единстве модели, взаимосвязанности элементов;

– модель процесса должна содержать описание условий его протекания;

– модель должна строиться структурно целесообразно: выделены компоненты процесса, определена их взаимосвязь.

Разрабатывая модели образования, Н.Б. Крылова пришла к выводу, что в зависимости от контекста и особенностей изучаемого процесса модель можно понимать либо как способ жизнедеятельности сообщества, либо как образ опыта, в котором переосмысливается педагогическая деятельность, либо как систематизированную форму инновационного эксперимента, либо как организационную систему, транслирующую культурные нормы [57, с.65]. Обратим внимание на трактовку модели как образа опыта, позволяющего переосмысливать образовательную деятельность. Будучи включенными в досуговую деятельность, дети приобретают личностный опыт самореализации. В дальнейшем данный опыт станет базой саморазвития, повышения самооценки и т.д. Проектируя модель, необходимо предусмотреть возможность использования полученного в досуговой деятельности опыта.

Исходя из вышеизложенного, мы понимаем модель как идеальный образ изучаемого процесса, взаимозависимость элементов которого позволяет влиять на его конечный результат. То есть для достижения главной цели – эффективного методического сопровождения досуговой деятельности – необходимо выделить ряд элементов (блоков), наличие связей между которыми будет стимулировать эффективность досуговой деятельности.

Задача педагогических работников состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Вопрос организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением ФГОС были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению РППС ДО [53, с.80].

В связи с введением в действие ФГОС ДО в системе дошкольного образования происходят важные изменения, которые инициируют модернизацию методической системы образовательных учреждений. Это в полной мере относится и к ДОО. Направленность методической работы по сопровождению досуговой деятельности детей обусловлена прежде всего социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы), структурой системы управления в дошкольном учреждении.

Организационно-методические условия сопровождения профессиональной деятельности педагогов при переходе на ФГОС ДО представляют собой комплекс условий, включающих в себя следующие составляющие:

1. Нормативно-правовое регулирование реализации ФГОС ДО в ДОО.

2. Обеспечение методического сопровождения педагогов, направленного на развитие профессионально-значимых компетенций для решения современных образовательных задач.

3. Создание в дошкольной организации единой информационно- образовательной среды по вопросам введения ФГОС ДО.

Реализация вышеперечисленных условий требует изменить подходы к организации методической работы ДОО, инициировать педагогов к поиску и внедрению наиболее оптимальных и эффективных подходов в сопровождении досуговой деятельности детей при переходе на ФГОС ДО. Наиболее полно требованиям стандарта отвечает деятельностный подход, который ориентирует на максимальное использование интерактивных методов в организационно-методической деятельности дошкольной образовательной организации.

В организационно-методическом сопровождении досуговой деятельности приоритет отдается приемам деятельностного подхода, что способствует:

- развитию творческого потенциала детей;

- практическому осмыслению педагогами инновационного опыта;

- изучению новых образовательных программ, технологий и эффективному внедрению их в образовательный процесс;

- координации взаимодействия ДОО, семьи, социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей дошкольного возраста [55, с.141].

При методическом сопровождении досуговой деятельности акцентируется внимание на повышение квалификации педагогических сотрудников, которое строится с учетом требований стандарта дошкольного образования.

Досуговая деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

В результате освоения досуговой деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей. Интегративными формами досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д.

Моделирование процесса организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности [64, с.21].

Таким образом, моделирование методической работы по внедрению досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.

Модель методического сопровождения досуговой деятельности в ДОО можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста.

В разных типах и видах образовательных учреждений отечественной системы образования модель методического сопровождения досуговой деятельности может осуществляться в разных формах:

- методический центр;

- методические кабинеты;

- методические сообщества;

- методические службы [75, с.42].

Очевидно, что модель методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста, должна быть направлена, прежде всего, на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что в дошкольной образовательной организации должны создаваться соответствующие модели досуговой деятельности детей дошкольного возраста, которые соответствуют условиям ДОО при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода.

 

Выводы по главе I

Значение досуга для развития личности подчеркивается, в том числе, на государственном уровне. В современных исследованиях досуг, досуговая деятельность предстают как категории междисциплинарные.

В психологических и педагогических работах авторы обращают внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в досуговой деятельности.

Авторское представление о досуговой деятельности как об осуществляемой по собственному выбору, в свободное время активности, с целью удовлетворения эмоциональных, психологических, социальных, физических потребностей. Она дает возможность самовыражения благодаря самостоятельно выбираемым видам деятельности и способствует саморазвитию подростков посредством приобретения ими новых знаний, умений, опыта.

Мотивом досуговой деятельности, исходя из ее определения, является стремление к физическому, психологическому, социальному, эмоциональному комфорту, стремление к признанию, самореализации.

Стимулирование позитивного отношения в досуговой деятельности, благодаря положительному опыту удовлетворения в ней индивидуальных потребностей, способствует расширению пространства социализации и саморазвития личности ребенка.

Формы организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста определяются их интересами и потребностями. Изменение интересов, появление новых потребностей позволяют менять виды деятельности и обогащать досуг.

Изложенное выше показывает, что досуговая деятельность имеет значительный потенциал для развития личности. Еще большее влияние на личность оказывает коллективная досуговая деятельность, что доказано в работах отечественных педагогов.

Термин «сопровождение» появился в педагогике в конце 90-х годов XX века. Термин сопровождение необходимо использовать только в тех случаях, если человеку оказывается поддержка в решении именно важных и актуальных проблем для него.

Методическое сопровождение педагога – это деятельность, направленная на постоянное и индивидуальное воздействие методистом на воспитателя для оказания помощи и поддержки педагогу в педагогической деятельности с учетом его знаний, умений и навыков.

Педагогическая поддержка – это особая педагогическая деятельность, направленная на саморазвитие человека, опираясь на индивидуальные способности человека, развитие "самости".

Следовательно, в результате анализа социологической, психолого-педагогической и философской литературы было определено, что в качестве социальных предпосылок развития теории и практики методического сопровождения досуговой деятельности детей дошкольного возраста, рассматривается приоритетное развитие субъектной позиции ребенка в ходе его социализации.

Вопрос организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением ФГОС были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению РППС ДО.

В результате освоения досуговой деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что в дошкольной образовательной организации должны создаваться досуговой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО при переходе на ФГОС ДО с использованием технологий деятельностного подхода.

Список литературы

 

1. Абрамова, С.Г. Феномен индивидуальности в образовании / С.Г. Абрамова // Новые ценности образования. – 2004. – № 2 (17). – С. 13-44.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1980. – 336 с.

3. Азарова, Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: автореф. дисс. … д-ра пед. наук (13.00.05) / Р.Н. Азарова. – М., 2005. – 40 с.

4. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дисс. … д-ра. пед. наук (13.00.01) / Е.А. Александрова. – Тюмень, 2006. – 40 с.

5. Алферова JI.B. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно-ориентированного анализа [Текст] / JI.B. Алферова // Завуч. – 1998. – № 3. – С. 124 – 140.

6. Амосов, Н.М. Природа человека / Н.М. Амосов. – Киев: Наукова думка, 1983. – 222 с.

7. Ананишнев, В.М. Моделирование в сфере образования / В.М. Ананишнев // Системная психология и социология. – 2010. – № 2.

8. Архангельский, С.И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований / С.И. Архангельский. – М.: Знание, 1976. – 27 с.

9. Асмолов А.Г. Содействие ребенку – развитие личности / А.Г Асмолов // Новые ценности образования. – 1996. – № 6. – С. 39-44.

10. Балашова, В.Г., Никитина, Н.Н., Новичкова, Н.М. Ценностное самоопределение старшеклассников: педагогические технологии: метод. пособие / В.Г. Балашова, Н.Н. Никитина, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 114 с.

11. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

12. Баринов, С.А. Социально-психологическое обеспечение командообразования с целью создания эффективных социальных проектов: дисс. … канд. псих. наук (19.00.05) / С.А. Баринов. – М., 2007. – 141 с.

13. Бедерханова, В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение: монография / В.П. Бедерханова. – Краснодар: КубГУ, 1993. – 64 с.

14. Безрукова, Е.Ю. Информационно-методическое обеспечение процесса командообразования: дисс. … канд. псих. наук (19.00.05) / Е.Ю. Безрукова. – М., 1998. –289 с.

15. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

16. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А.С. Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

17. Бережнова JI.H. Сопровождение учителя при решении проблем модернизации образования [Текст] / Л.Н. Бережнова // Модернизация общего образования на рубеже веков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 122–128.

18. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

19. Битянова, М.Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения / М.Р. Битянова // Директор школы. – 1997. – № 3. – С. 4-12.

20. Бодалев, А.А. Личность и общение: избр. психол. тр. / А.А. Бодалев. – 2-е изд., перераб. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 328 с.

21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л.И Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – 3-е изд. – М.: Моск. психол.-соц. инт; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.

22. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

23. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 1456 с.

24. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 44-53.

25. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 207 с.

26. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 268 с.

27. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: практ. пособие / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.

28. Бьюзен, Т. Могущество социального интеллекта / Т. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2004. – 216 с.

29. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. М.:Астрель, 2010. – 192 с.

30. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник / А.Ф Воловик, В.А. Воловик. – М.: Изд-во Флинта, 1998. – 240 с.

31. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Астрель, 2008. – 672 с.

32. Волобуева, Л.М. Организация работы методиста детского сада / Л.М. Волобуева, О.М. Газина, В.Г. Фокина. – М.: ТЦ Сфера, 1990. – 80 с.

33. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление / О.С. Газман // Ред. А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 221-237.

34. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, – 2004. – 75 с.

35. Гордин, Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: дисс.... д-ра пед. наук (13.00.01) / Л.Ю. Гордин. – М., 1979. – 226 с.

36. Голованов, О.Р. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме: автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.06) / О.Р. Голованов. – Кострома, 1999. – 24 с.

37. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа, 1995. – 90 с.

38. Джемс, У. Психология / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

39. Дубцова, М.В. К вопросу о методической работе в современном дошкольном образовательном учреждении / М.В. Дубцова // Современные тенденции в образовании и науке: международная заочная 
научно-практической конференция. – 2014 г. – С. 51-56.

40. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

41. Железовская, Г.И., Абрамова, Н.В., Гудкова, Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности / Г.И. Железовская, Н.В. Абрамова, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 1 (7). – С. 120-125.

42. Жиркова, М.В. Социально-педагогические основы организации досуга школьников в муниципальном образовании мегаполиса: дисс. … канд. пед. наук (13.00.05) / М.В. Жиркова. – М., 2009. – 199 с.

43. Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / В.И. Загвязинский // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2004. – № 9. – С. 16-25.

44. Захарченко, А.Е. Организация досуговой деятельности учащейся молодежи в условиях влияния массовой культуры: дисс.... канд. пед. наук (13.00.01) / А.Е. Захарченко. – Ростов н/Д., 2008. – 198 с.

45. Зацепина, М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дисс. … д-ра пед. наук (13.00.05) / М.Б. Зацепина. – М., 2005. – 40 с.

46. Зинкевич-Евстигнеева, Т., Фролов, Д., Грабенко, Т. Технология создания команды / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов, Т. Грабенко. – М.: Речь, – 216 с.

47. Зубкова, Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно - образовательного процесса / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. – Чита: Издательство Молодой ученый, – 2013. – С. 38–41.

48. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс): учеб. пособие для вузов / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

49. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. – М.: Мысль, 1974. – 328 с.

50. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. – Грозный, 1976. – 286 с.

51. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: Тайм-Аут, 1993. –478 с.

52. Караковский, В.А. Воспитание для всех / В.А. Караковский. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 240 с.

53. Климентьева, З.А. Организация методической работы в детском саду [Текст] / З.А Климентьева // Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: сборник статей и методических материалов международной НПК. / под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. – Казань: КФУ, 2013. – 151с.

54. Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / Е.М. Клюско // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987. – С. 31-33.

55. Кожакина, С.О., Александрова, Е.А. Принципы и подходы к формированию социальной успешности подростков / С.О. Кожакина, Е.А. Александрова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Серия «Педагогика. Психология». – 2013. – № 2 (13). – С. 140-142.

56. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 318 с.

57. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.

58. Крючек, О.В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга подростков: дисс. … канд. пед. наук (13.00.05) / О.В. Крючек. – СПб., 1999. 233 c.

59. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во РГПУ, 1970. – 114 с.

60. Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Кули. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 312 с.

61. Кульпетдинова, М.Е. Подходы к разработке досуговых программ /М.Е. Кульпетдинова // Ключ к успеху. – Сб. № 10. – С. 276-277.

62. Культура досуга / под ред. В.М. Пича и др. – Киев: Изд-во КГУ, 1990. 239 с.

63. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 512 с.

64. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учеб.-метод. пособие / Б.В. Куприянов. – 3-е изд., перераб. и исп. – Кострома: КГУ, 2000. – 37 с.

65. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

66. Лукьянова, М.И., Перкокуева, И.В. Вариативный образовательный маршрут / М.И. Лукьянова, И.В. Перкокуева // Учитель. – 2007. – № 1. – С. 9-11.

67. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. Т. Гутмана, Н. Мухиной. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 399 с.

68. Микрюкова, С.М. Педагогические условия организации коммуникативной досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями: автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / С.М. Микрюкова. – Ижевск, 2006. – 24 с.

69. Микулин, А.А. Активное долголетие: Моя система борьбы со старостью / А.А. Микулин. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 112 с.

70. Мирошкина, М.Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества / М.Р. Мирошкина // Известия Саратовского Университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». – 2013. – 2 т. – № 1. – С 67-72.

71. Митина, Л.М., Асмаковец, Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. – М., 2001. – 192 с.

72. Митрофанов, К.Г. Некоторые подходы к созданию программы психологического тренинга педагогического общения / К.Г. Митрофанов // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. – Курск, 1990. – С. 69-73.

73. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: учеб. пособие / Б.Г. Мосалев. – М.: МГИК, 1995. – 144 с.

74. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, 2011. – 400 с.

75. Неретин, И.В. Подготовка социального работника к организации культурно-досуговой деятельности: дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / И.В. Неретин. – М., 1995. – 156 с.

76. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология / А.Л. Никифоров. – М.: Дом интеллектуал. кн., 1998. – 276 с.

77. Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дис.... канд. пед. наук: защищена 02.03.2007 / В.А. Новицкая – СПб., 2007. – 281 с.

78. Пискун, О.Ю. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя / О.Ю. Пискун, О.М. Жихарева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. – №1. – С.6–13.

79. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 574 с.

80. Равкин, 3.И. Стимулирование как педагогический процесс / 3.И. Равкин // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. – Йошкар-Ола: МГПИ, 1972. – 121 с.

81. Радзиховский, Л.А. Воспитание чувства социальной ответственности у подростков / Л.А. Радзиховский // Вопросы психологии. – 1987. – № 1. – С. 182.

82. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах-М, 2011. – 672 с.

83. Садовская, Т.Л. Самоотношение педагога как условие его профессионального и личностного развития: дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / Т.Л. Садовская. – Екатеринбург, 2001. – 222 с.

84. Саитгалиева, З.Ш. Педагогические условия организации свободного времени подростков: автореф. дисс. … канд. пед. наук (13.00.01) / З.Ш Саитгалиева. – Уфа, 2001. – 24 с.

85. Сарджевеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджевеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 206 с.

86. Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – СПб.: У-Фактория, 2004. – 144 с.

87. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. – М.: Академический проект, 2008. – 224 с.

88. Середа, Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост / Е.И. Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

89. Сернейчик, С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С.И. Сернейчик // СОЦИС. – 2002. – № 5. – С. 108-110.

90. Сеченов, И. М. Элементы мысли. Впечатления и действительность / И.М. Сеченов. – 2-е изд. – М.: Либроком, 2011. – 224 с.

91. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

92. Степанов, С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко-практика интенсивного процесса развития человека и организации) / С.Ю. Степанов. – М.-Петрозаводск: ПДГДиЮ, 1996. – 170 с.

93. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / И.В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2011. – 230 с.

94. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 1983. – 288 с.

95. Строкова, Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / Т.А. Строкова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 50-51.

96. Суворова, Г.А. Психология деятельности: учеб. пособие для студ. психол. и пед. вузов / Г.А. Суворова. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 176 с.

97. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб., 1996. – 238 с.

98. Тихоненков, Н.И. Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности: дисс.... канд. пед. наук (13.00.01) / Н.И. Тихоненков. – Волгоград, 2002. – 188 с.

99. Турханова, Р.И. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности: дисс.... канд. пед. наук (13.00.05) / Р.И. Турханова. – СПб., 2006. – 185 с.

100. Философский энциклопедический словарь / ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

101. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практ. пособие / К. Фопель; пер. с нем. - В 4-х тт. – Т. 3. – М.: Генезис, 1998. – 47 с.

102. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 362 с.

103. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – 2-е изд., испр. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2012. – 416 с.

104. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Наука, 2006. –466 с.

105. Хараш, А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение / А.У. Хараш // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981. – С. 25-42.

106. Харре, Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования / Р. Харре // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. – М.: Прогресс, 1995. – 496 с.

107. Хрупин, С.И. Культурный досуг: социальная сущность, ценностное содержание, технологии организации / С.И. Хрупин. – Майкоп: АГУ, 2007. – 101 с.

108. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 1995. – 164 с.

109. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

110. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека:

111. учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

112. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

113. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993. – 216 с.

114. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

115. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Летний сад, 2000. – 416 с.

116. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Вента-Граф, 2004. – 259 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: