Краткое описание дисциплины

Целью дисциплины «Методы исследования» является формирование научного мировоззрения студентов. Основными задачами дисциплины «Методы исследования» являются: ознакомление студентов с методологией научного познания, основными принципами построения научного исследования; выработка навыков организации и проведения исследования в специальной педагогике и психологии; овладение методами исследования и способами обработки полученных данных; совершенствование навыков самостоятельной работы с научно-методической литературой.

В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен знать: основные понятия и категории научного исследования; этапы построения научного исследования; источники и условия исследовательского поиска;

В результате изучения дисциплины «Методы исследования» студент должен уметь: разрабатывать программу научного исследования; применять методы и методики адекватные задачам исследования.

3. Календарно-тематический план.

Наименование разделов дисциплины нед Аудиторные занятия Вид задания (описание) Всего (ч)
Лекции (ч.) пр./сем/лаб студ зан.(ч.) СРСП   СРС
1. Научное исследование, его методологические принципы       Доклад об использовании методологических принципов специальной педагогики и психологии Реферативное сообщение о теоретических основах и проблематике современных исследований в специальной педагогике и психологии  
2. Этапы научного исследования 2-3     Определение элементов научного аппарата исследования (письменная работа) Изложение содержания основных этапов самостоятельного учебного исследования (эссе)    
  Теоретические методы исследования       Составление библиографического указателя Обзор литературных источников по теме исследования  
4. Эмпирические методы исследования       Обоснование выбора методов для решения задач исследования(письменная работа) Доклад о роли комплекса методов для сбора объективной информации по теме исследования  
5. Наблюдение как метод исследования       Анализ протоколов наблюдения по схеме Составление программы наблюдения  
  Виды наблюдения       Составление таблицы Анализ типичных ошибок наблюдения  
7. Опрос, разновидности опроса (интервью, беседа, анкетирование) 7-8     Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению различных видов опроса Разработка анкеты  
8. Эксперимент, его виды       Изложение хода проведения эксперимента по выбранной теме Разработка программы проведения эксперимента  
9. Организация и проведение эксперимента 10-11     Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению эксперимента Сообщение о диагностике исследуемого явления с обоснованием оптимальности и эффективности отобранных методов  
10. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты)       Анализ конкретных ситуаций в соответствии с требованиями к проведению тестов Обработка и анализ тестовых показателей  
11. Виды психологических тестов   13-14     Выполнение психодиагностических заданий Реферативное сообщение об основных видах психологических тестов  
  Анализ, интерпретация и оформление результатов психологического исследования       Наглядно-графическое представление результатов исследования Защита исследовательского проекта  
  Всего:            

 

4. Литература для изучения ( не более 5-6 источников )

Основная литература:

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов.- М.,2005.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.. 2003.

3. Загвязинский В.И.Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М., 2004.

Дополнительная литература:

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. - М., 2002.

5. Ганзен В.А.,Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования.- СПб.: СПбГУ, 1991.

6. Дружинин В.Н. Структура и логика исследования.-М.,1994.

Интернет-источники

http/vygotsky.motiv.msu/su

Критерии оценки

Вид работы Оценка (макс. балл) % Количество Сумма
  Текущий контроль 1 (7 недель)      
1. Конспектирование (тезисы) материала лекций 0,7    
2. Выполнение заданий на семинаре 5,7    
3. СРСП 2,1    
4. СРС      
4.1 Реферативные сообщения, доклад      
4.2 Эссе      
4.3 Составление программы наблюдения, разработка анкеты      
5. Рубежный контроль 1      
  Итого      
  Текущий контроль 2 (7 недель)      
  Конспектирование (тезисы) материала лекций 0,7    
  Выполнение заданий на семинаре 5,7    
  СРСП 2,1    
  СРС      
4.1 Реферативные сообщения      
4.2 Составление программы эксперимента, обработка тестовых показателей      
4.3 Защита исследовательского проекта      
  Рубежный контроль 2      
  Итого      

 

Преподаватель Завалишина О.В.

Заведующий кафедрой Аутаева А.Н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: