Русская архитектура XVII ВВ

В русском зодчестве XVII в. процесс «об­мирщения» как усиление светского начала выразился наиболее зримо — в изменении форм, художественных приемов, стилей, причудливости декора и богатстве внутреннего убранства, на­рядности и живописности построек, всего того, что сами совре­менники называли «дивным узорочьем».

Каменное строительство после Смутного времени возобно­вилось в начале 20-х гг. Одной из первых построек была цер­ковь Покрова в Рубцове.

Возрождается и шатровый тип храма, который получил в первой половине века широкое распространение.

Появляются двух-, трех- и даже пя­тишатровые храмы. Одной из наиболее совершенных шатро­вых построек является московская церковь Рождества Богоро­дицы в Путинках (1649—1652). Церковь отличается сложной композицией разных объемов, ее разные по высоте пять шатров, венчающих основное здание, придел и крыльцо объединены шатровой колокольней. В 1652 г. патриарх Никон запретил строить шатро­вые храмы, повелевалось строить «по правилам святых апосто­лов и отцов... о единой, о трех или пяти главах, а шатровой церкви отнюдь не строить».

Крепостная архитектура стен и башен монастырей, теряю­щих свое оборонительное значение, становилась более нарядной, не такой суровой, как раньше. Церковь, стремившаяся не выпустить из-под своего контроля зодчество, пыталась в 40—50-е гг. вер­нуться к строгому монументализму. С тем чтобы теория «Моск­ваНовый Иерусалим» получила не только идейное, но и ма­териальное воплощение. Воскресенский храм строился по образ­цу Иерусалимского храма «над Гробом Господним». Строи­тельство затянулось, заканчивал его в конце 80-х — начале 90-х гг. Зодчие, пользуясь чертежами и описаниями, воспроизвели основную конструк­цию и элементы иерусалимского храма, но придали ей типично русские черты, широко используя многоцветные поливные из­разцы в обработке фасадов и интерьера. Создателями израз­цов были белорусские мастера Петр Заборский и Степан Ива­нов, имевший прозвище Полубес.

В последние десятилетия XVII в. получает распростране­ние стиль, именуемый «московское барокко», или «нарышкин­ский» стиль (поскольку заказчиками большинства храмов были бояре Нарышкины, родственники второй жены Алексея Ми­хайловича Натальи Кирилловны Нарышкиной). Но первые постройки, принадлежащие к этому стилю, появились во владе­ниях князей Прозоровских (церковь Бориса и Глеба в Зюзине, 1688). Характерными чертами нового стиля стали устремлен­ность ввысь, многоярусность, симметричность композиции, вы­сокий рельеф декоративной резьбы по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов, высокие, украшенные богатой резьбой иконостасы и др.).

Выдающимся памятником «нарышкинского» барокко яв­ляется церковь Покрова в Филях. «Московское барокко» с его новыми формами и приемами, мощным светским зарядом завершает развитие русского зод­чества в XVII в. и передает лучшие архитектурные идеи XVIII в.

Каменная архитектура XVII в. развивалась одновременно с деревянным зодчеством. Навыки деревянного строительства использовались в каменных постройках. Подавляющее боль­шинство строений в России было из дерева. Деревянное жили­ще имело трехчастную конструкцию, в середине его были сени, разделявшие теплую избу и холодную летнюю клеть. К жило­му помещению примыкали хозяйственные постройки. Жить в деревянных домах в климатических условиях России было во всех отношениях удобнее. К сожалению, пожары приводили к тому, что дома часто приходилось отстраивать заново. В Москве даже был рынок, где продавались готовые срубы.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: