Глава 3. Конституционное развитие России / 87


государства. Стабильность обеспечивается установлением в самом тексте федеральной Конституции таких ее характеристик, как высшая юридическая сила, прямое действие, применение на всей территории страны, недопустимость противоречия Конституции РФ принимаемых в России законов и иных правовых актов, установление обязанности для органов публичной власти и их должностных лиц, для граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ. Уточнение конституционных положений, насколько это возможно, следует осуществлять с помощью толкования базового закона страны, издания федеральных конституционных и федеральных законов и т.д.

Именно поэтому Конституция Российской Федерации 1993г. устанавливает ряд гарантий конституционной стабильности. Она предусматривает довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию РФ и тем более ее пересмотра. Вместе с тем конституция должна быть способной к рецепции новых реалий государственно-правовых отношений, что обеспечивается усложненной, но все-таки возможностью изменить конституционные позиции, объединенные главами 3—8.

Стабильность Конституции РФ выражается в ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, Таковыми названы Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 состава палат Федерального Собрания.

Это не значит, что граждане совершенно отстранены от возможности постановки этого вопроса. Они могут ее осуществить через своих представителей в Совете Федерации и Государственной Думе, через Президента и Правительство, осуществляя свое конституционное право (ст. 33) обращаться индивидуально и коллективно в государственные органы. Но даже отдельные депутаты не обладают правом такой специальной законодательной инициативы: его имеют только группы в составе не менее 20% состава одной из палат (т.е. 36 членов Совета Федерации, 90 депутатов Государственной Думы). Этого права не имеет и исполняющий обязанности Президента РФ; ему это запрещает (наряду с некоторыми другими действиями) ст. 92 Конституции РФ.

 

 

88 | Конституционное право Российской Федерации


1. Порядок пересмотра разных положений Конституции в определенной степени связан со сравнительной юридической силой этих конституционных положений. Конституция Российской Федерации, в целом имея высшую юридическую силу по отношению к другим законам и подзаконным актам, состоит из положений, юридическая сила которых по отношению друг к другу неравна. В наиболее сложном порядке пересматриваются конституционные положения, имеющие наибольшую юридическую силу. К их числу относятся прежде всего статьи главы 1 Конституции («Основы конституционного строя»), которым, в силу ст. 16, не могут противоречить никакие другие положения Конституции. На второй ступени по юридической силе находятся положения главы 2 («Права и свободы человека и гражданина»), которые не могут противоречить положениям гл. 1; но, согласно ст. 18, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это ставит гл. 2 по ее юридической силе выше всех следующих глав, кроме гл. 9. Последняя содержит правила о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Это не должно делаться в обычном порядке. Поэтому в ч. 1 ст. 16 и в ст. 64 установлено, что положения соответственно гл. 1 и гл. 2 не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой Конституцией, о чем говорится также в ч. 1 ст. 135.

В силу изложенных позиций текст Конституции РФ разделен на две части по порядку внесения в них поправок (гл. 3-8) и их пересмотра (гл. 1, 2, 9).

Часть 1 ст. 135 запрещает Федеральному Собранию пересматривать положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Они для него неприкосновенны. Единственное, что палаты Федерального Собрания могут сделать в этом смысле, — отклонить предложения о пересмотре положений этих трех глав или дать им дальнейшее движение за пределами Федерального Собрания, согласно ч. 2 этой статьи,

По-видимому, любое предложение о полном пересмотре Конституции РФ, если оно затрагивает также статьи глав 1, 29 9, должно рассматриваться в том же порядке, как и предложения о поправках и пересмотре положений только этих трех глав.

Порядок рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе предусмотрен в главе 16 ее Регламента. Предло-

 

Глава 3. Конституционное развитие России | 89


жение должно содержать проект нового или измененного текста этих глав или их отдельных статей, частей, пунктов с обоснованием содержащихся в нем изменений, дополнений и поправок. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и Комитет Государственной Думы по законодательству для подготовки совместного заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рас9мотрения вопросов Государственной Думой.

2. Федеральное Собрание может только отклонить или поддержать предложение о пересмотре положений гл. 1, 2, 9 Конституции. Поддержать инициативу этого рода, упомянутую в ст. 134, оно может квалифицированным большинством, как минимум 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По-видимому, это значит, что необходимо 60% полного состава обеих палат, вместе взятых. Это 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы; вместе они составляют 628 человек, 3/5 отэтого числа — 377 голосов нужны, чтобы Федеральное Собрание поддержало предложение о пересмотре положений названных трех глав. Если же это «и» не следует понимать буквально, возможен и другой вариант, когда решение принимается установленным большинством голосов раздельно по палатам. Тогда необходимы голоса не менее 107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы.

Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Решение Федерального Собрания поддержать предложение требуемым большинством голосов может означать и созыв Конституционного Совещания, но может этого и не означать. Это, как и ряд других вопросов, должно быть решено в федеральном конституционном законе о Конституционном Собрании. Такого закона пока нет, но, по крайней мере, один его проект имеется в Государственной Думе. Этот закон должен определить: кем созывается Конституционное Собрание, в каком порядке оно образуется, каков его количественный состав? Является ли оно однопалатным или двухпалатным в связи с необходимостью отразить конституционную волю как равноправных граждан, так и равноправных субъектов Российской Федерации? Должно ли оно и

 

90 | Конституционное право Российской Федерации


может ли на время своей работы заменить Федеральное Собрание, взяв на себя и его работу, или может существовать и действовать наряду с ним?

Мировой опыт в этом отношении очень богат и разнообразен, как и предложения, уже высказанные в парламенте Российской Федерации, в специальной литературе, в печати, в ходе законопроектной работы. Ответ на них должен дать федеральный конституционный закон.

3. Конституционное Собрание, рассмотрев вопрос о пересмотре положений гл. 1, 2, 9, сначала должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с ними, оно разрабатывает проект новой конституции. Таким образом, любое изменение в гл. 1, 2, 9 Конституции РФ означает замену прежней Конституции РФ новой, даже если новая конституция будет во многом совпадать с прежней.

Проект новой Конституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 его дальнейшее продвижение может иметь три варианта.

В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает вопрос о том, продолжать ли работу над ним или считать вопрос закрытым.

Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую конституцию большинством в 2/3 голосов от общего числа его членов, вводит ее в действие и этим прекращается его деятельность и правомочия.

В третьем варианте, если простое большинство состава Конституционного Собрания за принятие этого проекта, но двух третей голосов, необходимых для его принятия, набрать не удается, Конституционное Собрание выносит проект новой Конституции на всенародное голосование. По-видимому, деятельность и полномочия Конституционного Собрания при этом также прекращаются, по крайней мере до положительного решения всенародного голосования о принятии новой конституции. Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта новой конституции может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п. (избирательные комиссии или комиссии референдумов всех уровней).

Условия проведения всенародного голосования требуют для принятия новой конституции участия в нем более 1/2

Глава 3. Конституционное развитие России | 91


от общего числа избирателей, если не более половины из них проголосовали за нее.

А как быть, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование? По-видимому, федеральный конституционный закон должен урегулировать, считается ли при этом вопрос решенным и снятым с обсуждения или оно должно продолжаться в прежнем составе Конституционного Собрания? Или, наконец, следует произвести перевыборы Конституционного Собрания, возложив на его новый состав разработку нового проекта? На все эти вопросы должен ответить будущий федеральный конституционный закон.

Конституция Российской Федерации ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих никакому изменению. Это отличает ее от конституций многих других демократических государств, которые прямо предусматривают недопустимость пересмотра статей о республиканской форме правления (Франция, Италия), о парламентарной форме республики, принципах уважения и защиты конституционных прав человека и гражданина, разделения властей (Греция). Не подлежат пересмотру многие положения Основного закона ФРГ (о защите достоинства и прав человека, о демократическом, социальном и федеративном характере этого государства, о ряде конкретных выводов из этих принципов).

Вторая группа конституционных поправок относится к главам 3-8 Конституции РФ. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав опираются на статьи гл. 1 или согласуются с содержанием статей гл. 2, изменение таких предписаний гл. 3—8 невозможно без соответствующих поправок в гл. 1 и 2. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции России. Поэтому установленный ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции РФ относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9 и поэтому не требуют пересмотра всей федеральной Конституции.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обнаружила неопределенность в понимании ст. 136, в связи с чем обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о ее толковании.

Конституционный Суд постановил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3—8 принимаются путем издания особого правового акта в форме закона

 

92 | Конституционное право Российской Федерации


Российской Федерации о поправках к ее Конституции. Этим актом является Федеральный закон от 4 марта 1998г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он принимает особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона, установленной ч. 2 ст. 108 (федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы), поскольку требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/з субъектов РФ. Только после этого вступивший в силу федеральный закон о поправках к Конституции подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Статья 136 Конституции РФ учитывает мировой опыт демократического конституционного права. Так, важным требованием процедуры внесения поправок в Конституцию США является необходимость одобрения поправки, принятой Конгрессом, 2/3 голосов в каждой его палате, тем же квалифицированным большинством в каждой палате законодательных собраний 3/4 штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.

В соответствии со ст. 134 Конституции право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Федеральным законом от 4 марта 1998г. установлен порядок внесения предложения, принятия, одобрения, вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст новой редакции статьи (части или пункта

 

Глава 3. Конституционное развитие России | 93


статьи), либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции РФ направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях и считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению данной палатой парламента.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения палатами парламента и направляет его в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения в срок не более 1 года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.

Установление результатов рассмотрения данного Закона законодательными (представительными) органами субъектов Федерации оформляется в соответствии с регламентом

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: