Конституционно-правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации

Третью группу субъектов в составе РФ составляют автономные образования — 7 автономных округов и 1 автономная область.Согласно ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, в составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Автономной области и автономным округам по представлению их законодательных и исполнительных органов предоставлена исключительная возможность иметь федеральный закон о своем статусе.

Автономный округ — национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

322 | Конституционное право Российской Федерации


Особенность конституционно-правового статуса автономных округов (за исключением Чукотского автономного округа, статус которого изменен в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. № 3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации») связана с их вхождением в состав края или области. С этим связана такая особенность"российского федерализма, как сложносоставность. Например, в состав Красноярского края входят Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; в состав Тюменской области входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа; в состав Пермской области входит Коми-Пермяцкий автономный округ; в состав Иркутской области входит Усть-Ордынский Бурятский автономный округ; в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ; в состав Камчатской области входит Корякский автономный округ.

В действующей Конституции РФ указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом или договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей.

Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ, их уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Устав закрепляет за автономной областью или автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр. Помимо устава, автономные образования как субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные правовые акты.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

 

 

Глава 9. Территориальная организация государственной власти... | 323


 

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и конкретного автономного образования в соответстви с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти которые функционируют на основе Конституции РФ, устав автономной области и автономного округа.

Автономная область и автономный округ являются самостоятельными участники международных и внешнеэкономических связей. Они вправе заключать соглашения с другими субъектами РФ.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономного округа определяют предметы их ведения. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе, часть относится к исключительному ведению данных субъектов.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономного округа федеральной Конституции и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, адми­нистративно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, лесное законодательства, законодательство о недрах, законодательство об охране окружающей среды.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.;

Российская Федерация и автономная область, автономный округ совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры и спорта, охраной па-

324 | Конституционное право Российской Федерации


митников истории и культуры, координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение.

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономного округа, осуществляются их органами государственной власти самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Они составляют исключительные полномочия органов государственной власти автономий. Нормативные акты, принятые по вопросам исключительного ведения автономной области, автономного округа, имеют приоритет при разрешении коллизий (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Названные специфические характеристики конституционно-правового статуса автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации определяют ряд осо­бенностей российского федерализма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: