Конституционно-правовые отношения

 

В общей теории права под правоотношением понимают общественные отношение, возникающее на основе норм права, прежде всего, позитивного, т.е. законодательно закрепленного. Идеи же естествен­ного права находят выражение в виде принципов, правосознания и иных правовых явлений.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отно­шение, возникающее на основе норм конституционного права, уча­стники которого наделяются правами и обязанностями.

1 Конституци­онно-правовое отношение есть юридическое выражение реальных процессов, происходящих в условиях российской действительности.

2 Они опосредуют правовую связь между субъектами фактических конституционных отношений.

3 Характер конституционно-правовых от­ношений обусловлен, прежде всего их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений.

4 Данному виду отношений присущ высокий политический потенциал, они обеспечивают осуществление власти народа, его суверенитета, реальной свободы человека и гражданина.

5 Специфичность конституционно-правовых отношений состоит в особом характере субъектов, содержании, пра­вовых формах их защиты.

В структуре любого правоотношения выделяют субъекты, их права, обязанности, юридические факты, объекты.

Субъектами, т.е. участниками конституционно-правовых отноше­ний, являются:

- государство и государственные образования (Российская Федера­ция и ее субъекты);

- административно-территориальные единицы, избирательные округа;

- органы государства;

- органы местного самоуправления;

- должностные лица;

- депутаты законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, члены Совета Федера­ции, а также их объединения;

- политические партии и другие общественные объединения;

- граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, собрания избира­телей.

Ряд ученых-теоретиков и конституционалистов к субъектам кон­ституционного права относят народ, классы, нации. А.В. Мицкевич, И.Н. Фарбер и другие авторы считают, что наделять эти социальные общности качеством правосубъектности не следует, так как они явля­ются субъектами фактических конституционных отношений, не зави­сящих от права. Свои права они реализуют через политические партии, движения, а также через конкретных, индивидуальных граждан-изби­рателей. Конституционная норма ч. 1 ст. 3 о том, что народ — единст­венный источник власти и носитель суверенитета еще ничего не гово­рит в пользу правосубъектности народа, ибо ч. 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, и выс­шим непосредственным выражением власти народа являются рефе­рендум и свободные выборы. В них, как известно, участвует не весь на­род, а только избирательный корпус, т.е. граждане-избиратели. Дан­ную социальную общность юридизировать не следует. Народ обладает первичной, учредительной властью, путем выборов — в избирательных правоотношениях — он наделяет властными полномочиями государственного характера конкретное должностное лицо — Президента, де­путата, главу исполнительной власти. Но это не означает, что положе­ния ст. 3 Конституции РФ не обладают высшей юридической силой. Это конституционный принцип организации власти, основа конститу­ционного строя России. Она так же естественна, как и наши права.

Возникновение, изменение и прекращение конституционных пра­воотношений связано с юридическими фактами — жизненными явле­ниями, влекущими правовые последствия. Юридические факты вво­дят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования. К ним относятся: события. (например, достижение оп­ределенного возраста для обладания избирательным правом), действия (голосование), состояния (состояние гражданства).

Конституционно-правовые отношения классифицируют на раз­личные группы в зависимости от оснований. Они подразделяются на общие и регулятивные — по видам норм, срочные и бессрочные — по времени действия, материальные и процессуальные, относительные и абсолютные.

По характеру общественных отношений, лежащих в основе того или иного конституционно-правового отношения, выделяют следую­щие группы:

1) между избирателями и депутатами, избирателями и органами го­сударственной власти и местного самоуправления, избирателями и по­литическими партиями, а также между избирателями и выборными должностными лицами. Эти отношения строятся на основе принципа выборности;

2) конституционно-правовые отношения между органами законо­дательной, исполнительной и судебной власти, которые строятся на основе принципа разделения властей;

3) конституционно-правовые отношения по реализации прав, сво­бод и обязанностей человека и гражданина;

4) конституционно-правовые отношения между органами государ­ственной власти и политическими партиями, общественными объеди­нениями;

5) федеративные конституционно-правовые отношения. Безусловно, в каждой из этих больших групп можно выделить массу конституционно-правовых отношений конкретного характера.

В структуре конституционно-правового отношения выделяют объект.

Под объектом правоотношения понимают предмет (или явление действительности), на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей. Объект правоотношения — это то, что объединяет правомочия и обязанности субъектов правоотноше­ния. Объект правоотношения помогает исследовать юридическое со­держание правоотношения, т.е. права и обязанности.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: госу­дарственная территория, материальные ценности (имущественные блага), личные неимущественные блага (честь, достоинство человека, неприкосновенность личности), поведение граждан, действия органов государства, должностных лиц, общественных объединений (полити­ческих партий, движений). Объектами конституционно-правовых от­ношений могут быть бездействие (невключение в списки избирателей) или событие (рождение или смерть физического лица, достижение им определенного возраста, истечение определенного срока полно­мочий).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: