Сознание как условие развития культуры

Биологические предпосылки формирования сознания человека способствовали возникновению сознания. Главную роль здесь сыграли социальная деятельность человека как специфически человеческая форма взаимодействия с миром. Появление сознания связано с формированием культуры на основе преобразовательной, трудовой деятельности человека. Культура - форма деятельности человека, направленная на воспроизводство социальной жизни, на ее обновление. Социальная жизнь не может существовать сама по себе, безотносительно к деятельности человека. В это состоит отличие социальной жизни человека от природы. Об этом говорили еще древние мыслители, которые проводили различие между мира возделанного, рукотворного от мира дикого и стихийного.

Культура выражается в необходимости закрепления навыков, способов, норм общественной деятельности. Навыки, способы и нормы деятельности имеют общественную природу, они закрепляют формы сознания. Нормы усваиваются в процессе воспитания, приобщая отдельного человека достигнутому обществом уровня развития культуры.

Особенность культуры можно выявить исследовав развитие форм, которые человек использует для «сохранения и обновления» социальной жизни. Исторически конкретная культура (культура античности, культура возрождения и т.д.) является особым соотношение форм воспроизводства и изменения социальной жизни человека. Главный вопрос о сущности культуры - тема соотношения воспроизводства и развития человеческого бытия. Сознание в качестве человеческой регуляции отношения к миру существует в двух видах:

§ сознание содержит коллективные представления, которые способствуют формированию социокультурных систем: мировоззрения, морали, науки, идеологии, искусства;

§ коллективные представления - результат деятельности реальных людей, их субъективная реальность. Коллективные представления - результат активного усвоения норм общества, норм социального общения.

Вне данных видов сознания не может осуществляться совместная деятельность людей, а так же передача культурного опыта от опоколения к поколению.

Таким образом, сознание:

1) условие человеческой коллективной деятельности по созданию форм культуры;

2) социальная память общества, которая вырабатывает нормы воспроизводства человеческого опыта;

3) целенаправленное освоение действительности. Нормы и установки такового освоения представляют собой отношение к действительности с учетом этики и морали - то есть с учетом культуры;

4) формирует активное отношение к миру, способствует преобразовательной деятельности человека, охватывая всю полноту сущностных сил человека (наука, производство, этика, политика, искусство);

5) является стимулом возможностей человека, перестраивает его психику, формирует высшие психические функции(мышление, воля, эмоции).

Мышление как одна из форм психической деятельности возникает в виде трансформации социальных норм и ценностей. Эмоциональная сфера человека, включая такие сугубо человеческие чувства как любовь, дружба, сопереживание, формируются под воздействием норм и ценностей общества в процессе развития культуры. Способность регулировать свое поведение, тесно связанная со способностью развития, является важным достижением человека и непреходящей культурной ценностью. Это позволяет сделать вывод: сознание - высшая способность человеческого духа, как некий универсальный вселенский фактор. Психолог, философ С.Л. Рубинштейн писал: «Вселенная с появлением человека - это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека. Осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной, а не как чуждая ей субъективность моего сознания».1

Возникновение сознания как социального и культурного явления тесно связано с развитием языка, речи. Язык является носителем норм сознания. Он выступает их материальным носителем. Помимо вербального (словесного, речевого) языка, коллективные представления могут выражаться в явлениях, которые выражаются с помощью знаков. То есть получают знаковую функцию. Такие знаки содержат ту или иную социальную и культурную информацию. Это - знаковые системы, которые используются в искусстве, мифологии, науке, религии. В религии большое значение имеют предметы, которые выступают предметами культа. В них выражается серьезная или даже фундаментальная религиозная идея. Например, крест для христиан, полумесяц - для мусульман, звезда Давида - для иудеев. Таким образом, знак имея значение облачен в определенную предметно-вещественную оболочку. Знак становится знаком, если он выполняет какую-то социальную и культурную – социокультурную функцию. Знаковую функцию тот или иной знак может выполнять только в рамках конкретной культуры.

Мы должны констатировать, что мир существует для человека субъективно, в формах его сознания. В то же время сознание опосредует отношение к миру, делает это отношение сознательным и целесообразным. Значит, сознание может существовать лишь в материальной форме, лишь так или иначе материализуясь. Такой «материей» сознания и является язык. Язык выступает способом, каким существует и может существовать сознание и мышление.

Относится ли язык к явлениям психической (идеальной) или физической(материальной) сферы. В этом пункте и проходит разделительная линия между между разными концепциями языка. Согласно В. Гумбольту язык так или иначе связан с материей. Однако материя - нечто внешнее по отношению к языку. Противоположную позицию занимает Л. Блумфилд. Для него язык - элемент человеческого поведения, функционирующего в виде схемы (диады): стимул- реакция. Язык представляет собой особую знаковую систему. Знак - выражение определенного значения. Там где нет значения, там нет и знака. Что мы понимаем под значением? Значение связано с идеальным содержанием. В качестве знаков могут выступать только такие объекты, предметы, которые созданы человеком как средства коммуникации, либо получили коммуникативную функцию в процессе исторического или общественного развития.

Согласно современной психологии, отражение происходит так, что внешний объект или предмет через ряд физических и физиологических процессов ассимилируется организмом. Он отражается в сознании человека. Мы имеем дело, во-первых, с процессом информативным, суть которого - в кодировании информации о внешнем мире в мозге; во-вторых, - с процессом психическим, суть которого - в декодировании. Происходит преобразование кодов в образы. Создание образа, который является идеальным образом и осуществляется в форме языка. Идеальное значение связано с языком.

Можно сделать вывод: сознание формируется в ходе практической деятельности людей как основное условие ее организации, развития и воспроизводства.

Сознание - осознание субъектом самого себя как представителя какой-либо позиции по отношению к миру. Такое осознание себя, отношение к самому себе, оценка себя, является важной составляющей сознания и образует особую характеристику человека - самосознание. Самосознание может выражаться в разных формах. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как активного деятеля (субъекта) в познавательной и практической деятельности. При этом человек осознает себя как личность. Самосознание присуще не только отдельному человеку (индивиду), но и социальной группе, социальному слою, нации, обществу в целом. Благодаря самосознанию, человек выделяет себя из окружающего мира, определяет свое место в обществе, в истории.

Самосознание - исторически развивающейся феномен, присущий личности. Первая форма самосознания: осознание своего тела и его встроенности в окружающий, в общество. Вторая форма самосознания: осознание себя в качестве члена социальной организации, социальной группе, общества. Третья форма самосознания, наиболее развитая его форма – осознание неповторимости и уникальности своей личности, своего «Я» и в то же время принятие ответственности за других людей. Осознание такой ответственность способствует формированию контроля за своими действиями и поступками. Самосознание так же предполагает соотнесение себя с выработанным или принятым идеалом личности. В силу этого, человек выносит самооценку, что порождает удовлетворение или неудовлетворенность собственной личностью.

Чтобы осознать себя, необходимо увидеть себя в некоем зеркальном отражении, увидеть себя со стороны. Запомнив образ своего зеркального отражения, человек обретает возможность видеть себя «со стороны». Восприятие своего зеркального отражения как себя самого является вполне очевидным. Животное не способно узнать себя в зеркале. Для того, чтобы увидеть себя в зеркале, человек должен иметь некоторыми формами самосознания. Они не даны ему изначально. Человек способен усвоить эти формы, в процессе своего личностного становления, при взаимодействии с обществом. Отношение к самому себе обусловлено отношением к другому человеку. Таким образом, самосознание формируется не как процесс происходящий в изолированном от общества сознании, а - в процессе межличностных отношений.

Самосознание имеет такие характеристики как рефлексивность и предметность. Сознание направлено на внешний мир, а не на свое тело, на самого себя. Восприятие всегда связано с внешним миром, с внешним предметом. Самосознание как таковое формируется тогда, когда внешний мир подвергается анализу, когда внешний мир анализируется человеком. Такая форма самосознание носит название рефлексии. Рефлексия - принцип мышления, направляющий это мышление на осмысление и осознание собственной сути, собственных форм. Рефлексия включает самопознание, раскрывающее внутренний духовный мир человека.

Сознание человека имеет структуру: сознание, неосознанное и бессознательное. Сознание как элемент структуры представляет собой контроль человека над своим поведением, управление поведением. Неосознанное и бессознательное различаются между собой глубиной психических процессов и сложностью его выявления. Неосознанное может стать осознанным если прибегнуть к специальной установке по его выявлению. Бессознательное - психический процесс, обозначающий мотивацию личности, не проходящую через сознание, которая трансформирует и искажает сознательное поведение человека. Бессознательное навязывает человеку некие автоматические стандарты поведения. В качестве важного явления человеческой жизни бессознательное впервые было описано З. Фрейдом. Согласно Фрейду, бессознательное – скрытые, иррациональные силы, руководящие человеческой деятельностью. Ученик Фрейда К. Юнг рассматривал бессознательное как коллективное бессознательное (архетипы). Архетипы присущи социальным группам, нациям, культуре.

Бессознательное выступает составляющим элементом поступков людей, взаимодействия людей в обществе. Общественные связи и отношения не всегда находят свое выражение в сознании людей. Бессознательное в обществе находит выражение в искаженных формах. Например, в идеологии революционных или экстремистских групп. Таким образом, бессознательное - психическая жизнь человека, совершающаяся без участия сознания. Это – совокупность психических процессов, состояний не фиксируемых сознанием человека. Бессознательное - это особая сфера поведения человека во многом отличающаяся от сознания. Феномены бессознательного: память, интуиция, инстинкты жизни и смерти, сексуальная энергия.

Согласно З.Фрейду, общество способно развиваться только при условии подавления бессознательных форм поведения: привычек, влечений, страстей. В обществе осуществляется массовая сублимация подавляемой людьми психической энергии. Такая энергия преобразовывается в культуру. Общество порождает некие заменители подавленной психической энергии – ритуалы. Ритуал - стереотипная последовательность действий, проводимая на специально подготовленном месте, с целью воздействия на сверхъестественный или высшие силы. Ритуалы характерны для первобытных и архаичных обществ. Как форма проявления культуры, ритуал является элементом и современного общества.

Ученые полагают, что ритуал - проявление коллективного бессознательного, форма реализации вытесненных желаний и стремлений. Ритуалы существуют в религии, моральной сфере, искусстве, политике. Ритуал выступает одним из условий воспроизводства культуры. Ритуал здесь выполняет регулирующую и управляющую функцию. Он сохраняет для коллектива память о представлениях, событиях играющих важную роль в жизни коллектива, общества. Ритуал с его ориентацией на бессознательное наделяет поведение человека внеличностными чертами. Идеальным человеком с точки зрения ритуала является тот, который умеет правильно истолковать знаки и символы в процессе ритуала, действует согласно их предписаниям. В противоположность этому, культура, ориентированная на способность человека самому формировать стратегию своего поведения.

Историческое сознание - совокупность всех форм духовной жизни, в которой общество осознает свое движение во времени, формирует свою концепцию связи прошлого, настоящего и будущего. Историческое сознание - это отражение «исторического» измерения социальной реальности, динамики общества и истории. Выделяются три сферы исторического сознания: социальная память(ретроспектива), социальное предвидение (перспектива) и осмысление современности. Связь прошлого, настоящего и будущего осуществляется в обществе и культуре. Исторические особенности определяют характер передачи накопленного опыта из поколения в поколение.

Одна из характеристик культуры - обеспечение преемственности, сохранение и передача материальных и духовных ценностей общества. Выражением преемственности являются традиции. Деятельность традиции в сфере культуры противоречиво: с одной стороны, традиция «навязывает» прошлое настоящему, с другой - настоящее создает новое, новации, которые противостоят инерции традиции. Осмысление такого противоречия и составляет основную проблему исторического сознания. Формирование такой проблемы - результат длительного развития культуры. Историческое сознание прошло путь от хроники, повествования, мифологии до истории как науки. Неадекватное отражение связи времен порождает неправильную самооценку современной эпохи. Ей сопутствуют: 1) отождествление настоящего с прошлым; 2) склонность к модернизирующей ретроспекции; 3) видение будущего как простой проекции прошлого и настоящего; 4) ошибки в трактовке современной эпохи; 5) склонность к произволу при оценке предшествующего исторического развития; 6) наивные представления; 7) стихийные, архаизирующие тенденции.

Историческое сознание позволяет оптимальным образом проанализировать наследие прошлого, культивируя традицию в сочетании с установкой на новаторство. Важными регулятивами поведения являются народные предания, фольклор, эпос, мифологические представления. Именно эти пласты культуры насыщены глубоким социокультурным содержанием. Важную роль в функционировании культуры играет архетип. Архетип - запечатленные в глубинах нашего сознания образцы и стереотипы поведения. Архетипы способны устойчиво воспроизводится на новых этапах развития культуры, культивируются в устных традициях, бытуют в обрядах и ритуалах. Архетип бесконечного круговращения жизни и смерти (бытия и небытия) лежит явлений современной культуры. Праздничная культура как способ трансляции архетипов представляет богатый материал для исследователя. Двойственная природа праздника (традиционное начало, связанное с идеей неподвижности и вечного возврата к тому, что уже было, противостоит идее смены и вечного обновления жизни) формирует особенности исторического сознания.

 

Основные понятия

 

 

Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятие деятельности охватывает разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная деятельность) и сферы функционирования общества. С помощью понятия деятельности даются характеристики различных аспектов бытия людей.

Знак - предмет, служащий замещению и представлению другого предмета и используемый для хранения и передачи информации. Различают языковые и неязыковые знаки. Знак - посредник в передачи информации в обществе.

Значение - содержание, связанное с тем или иным выражением языка. Значением обладают слова, выражения, знаки.

Идеальное - субъективный образ объективной реальности, результат освоения окружающего мира человеком, представленный в формах сознания, деятельности, культуры. Идеальное, это особая функция, форма и средство развития человеческой (общественной, исторической, культурной) деятельности в окружающем нас мире.

Информация (лат. informa-tio – разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Информация предполагает наличие трех объектов - источника информации, потребителя информации и передающей среды.

Код - система, совокупность правил и ограничений, обеспечивающих общение человека или функционирование какой-либо знаковой системы. Код должен быть понятен для всех участников коммуникативного процесса, поэтому он носит конвенциональный (продукт соглашения, договоренности) характер.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие) – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в материальных и духовных продуктах. Форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального опыта, а так же включаемые в эту деятельность продукты и результаты.

Отражение - категория выражающая отношение объекта (предмета, вещи) как первичного и его образа как вторичного в ходе практической деятельности человека.

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности. Самосознание, это осознание человека самого себя как личности. Самосознание свойственно не только отдельной личности, но и обществу, социальной группе, нации. Они поднимаются до понимания положения в социальной системе, своих интересов, идеалов и целей.

Сознание - одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень духовной активности человека. Особенность этой активности состоит в том, что отражение в форме образов, предвосхищает деятельность человека, придавая ей целенаправленный характер.

Язык - система знаков, являющаяся средством человеческого общения и мышления. Благодаря языку осуществляется познание мира. С помощью языка формируется самосознание личности. Ф. де Соссюр обнаруживает четыре компонента языка: язык как определенная знаковая структура; речевая деятельность как социально-исторический процесс; языковая способность как способность индивида; речь как индивидуальный акт речевой деятельности.

Подведем итоги

1. Сознание выражает высший уровень духовной деятельности человека как личности, как социального существа. Сознание зафиксировано в продуктах культуры и выражается в форме идеального. Сознание включает ценности, которые представляют собой ориентацию сознания на выработанные обществом и принятые личностью нормы и ценности.

2. Природу сознания выражает идеальное. Идеальное - субъективный образ реальности, результат личностного освоения мира. Идеальное представлено в формах сознания, деятельности, культуры.

3. Вне сознания не может осуществляться совместная деятельность людей, а так

же передача культурного опыта от поколения к поколению. Сознание

формируется в ходе практической деятельности людей как основное условие

культуры, ее организации, развития и воспроизводства.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое сознание, каково его отношение к материи?

2. Дайте характеристику процессу отражения. Назовите основные формы отражения.

3. Какова сущность самосознания?

4. Что такое идеальное? Как идеальное связано с деятельностью человека?

5. Раскройте содержание и структуру понятия «деятельность».

6. Опишите методологические установки в исследовании сознания.

7. Дайте характеристику идеалистического подхода в изучении сознания.

8. Какова сущность концепции Э.В. Ильенкова о природе сознания?

9. Что такое процесс «отражения»?

10. Почему нельзя ограничиваться понятием «отражения» в описании сознания.

11. В чем заключается специфика информационно-деятельностного подхода к исследованию сущности сознания?

12. Почему нельзя ограничиваться понятием «отражения» в объяснении активного характера психики высших животных и человека?

13. Дайте характеристику сходства и различия понятия «отражения» и «информации».

14. Какова особенность информационного процесса в неживой и живой природе?

15. Раскройте механизм информационной саморегуляции на биологическом уровне.

16. Дайте характеристику исторической роли речи, языка, общения в формировании сознания?

17. Какова сущность и функции бессознательного?

18. Какова роль культуры в формировании и развитии сознания?

19. Какова роль сознания в культурно-историческом развитии?

20. Что такое историческое сознание?

 

 

Литература

 

1. Арлычев А.Н. Онтология и теория познания. Учебное пособие. М.:URSS,2010.

2. Васильев В.В. Мозг и сознание: выход из лабиринта// Вопросы философии. 2006. № 1.

3. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: «Прогресс- Традиция», 2009.

4. Голубева Г.А. Философия. Учебник. М.: «.Альфа-Пресс», 2011.

5. Денет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: «Идея-Пресс», 2004.

6. Дубровский Д.И. Идеальное как субъективная реальность. М.,2000.

7. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания?// Вопросы философии, 2003.№ 7. С. 92-111.

8. Ильенков В.В. Диалектическая логика. М.:ЛКИ. 2010.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975.

10. Лобастов Г.В. Деятельность и категориальная форма// Вопросы философии. 2009. № 6.

11. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. № 10.

12. Пенроуз Р. В поисках науки о сознании. М.,2005.

13. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.,2006.

14. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.,1997.

15. Серл Д. Открывая сознание заново. М.: «Идея- Пресс», 2002.

16. Сознание. Новая философская энциклопедия в 4т. М.,2001.

17. Сорокин А.А. Идеальное, творчество и развитие человека// Вопросы философии, 2009.№ 6.

18. Социальная философия. Словарь. М., 2006.

19. Спиркин А.Г. Философия. М.,2006.

20. Субъект. Познание. Деятельность. (К 70-летию В.А. Лекторского)/Под.ред.В.С. Степина. М.,2004.

21. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.,2009.

22. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.,2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: