Исторические источники условно делят на несколько групп

1. по типу фиксации информации:

1.письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

А) официальные, например:

· законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи: «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)», «Собрание Второе. 12декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».

· летописи - Лаврентьевская, Повесть временных лет, Воскресенская, Никоновская и др.

· дипломатические и военные документы – 1323 г. – Ореховский мир (Нотебергский мир), 1582 г. – Ям-Запольский мир, 1792 г. – Ясский мир, 1812 г. – Бухарестский мир.

· статистико-экономические материалы – Е. Зябловский «Статистическое описание России» (1808), К.Арсеньев «Начертание статистики российского государства» (1818).

Б) неофициальные, например, дневники, воспоминания, мемуары и др.

2. вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

Например:

· орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др.

· оружие – доспехи (стеганка, бурка, чешуйчатый панцирь, кольчуга), шлем, копье, алебарда, арбалет и др.

· ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.

3. кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

4. изобразительные – иконы, картины, плакаты и др.

Например:

иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.

II. с точки зрения изучения какой-либо наукой:

1.этнографические — сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

Например, сведения об обрядах – «святках», масленице, празднике Ивана Купалы, свадебных, похоронных церемониях.

2.фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

Например:

былины – «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Добрыня и Змей».

сказки – русские народные, народов севера, белорусские, украинские, народов Востока и др.

песни – русские народные (святочные, семейные обрядовые) и др.

предания – Предание о Жанне д' Арк, предание об Иване Грозном, Церковное предание.

3.лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Например:

сведения о происхождении географических названий – Украина, Черное море, Новгород, река Ловать, Куликово поле и др.

сведения о происхождении личных имен – Иван Калита, Рюрик, Ярослав Мудрый и др.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории " в точном и последнем смысле – сознание людей".

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение - интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки.

"История - писал в свое время русский историк С.Ф. Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".

Таким образом, изучение истории - сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

2. Рождение человечества и предыстория Руси

В исторической науке общепринята периодизация эпохи первобытного человеческого общества по материалам, применяемым для изготовления орудий труда и оружия. Самым длительным периодом в истории человечества был каменный век, затем последовал переходный период к эпохе металла — медно-каменный век (энеолит), потом наступил бронзовый век и, наконец, железный век.

Примерные хронологические рамки каменного века, когда изготовлялись орудия из камня (хотя широко применялись и другие материалы: дерево, кость, кожа, растительные волокна), — от 2 млн. лет назад вплоть до появления металлических орудий труда: ок. 8 — 9 тыс. лет назад (на Древнем Востоке) и до 6 — 7 тыс. лет назад (в Европе). В отдельных районах земного шара каменный век завершился значительно позже (например, у австралийских аборигенов и ряда африканских племен он сохранялся вплоть до XX века).

Каменный век подразделяется на следующие крупные периоды: палеолит (древний каменный век), охватывающий огромный временной отрезок — от 2 млн. лет до 10 тыс. лет назад, включая ранний (пилений) палеолит и поздний (верхний) палеолит; затем — мезолит (средний каменный век) — примерно 10 — 5 тыс. лет назад; наконец, неолит — 8 — 3 тыс. лет назад.

Согласно признанному в современной науке мнению, выделение человека из животного мира (антропогенез) началось более двух миллионов лет назад, в период раннего палеолита; в это время формируется первобытное человеческое стадо, состоящее из нескольких десятков особей — примитивный прообраз коллектива. Первыми предками человека, вступившими на путь антропогенеза, были полулюди-полуобезьяны — австралопитеки, научившиеся передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для примитивной трудовой деятельности. Этот ископаемый вид получил название Homo habilis — человек умелый, в связи с найденными на стоянках этих существ обра­ботанными камнями гальки, служившими им орудиями труда.

Примерно 1,5 млн лет назад древнейшие первобытные люди — архантропы различными маршрутами переместились из Африки в Юго-Восточную Азию и Европу. К ним традиционно относят питекантропа (обезьяночеловека) и синантропа (разновидность питекантропа, останки которого найдены в Китае).

К концу раннего палеолита (ок. 100 тыс. лет назад) возникает новая разновидность древнейшего человека палеоантропа — неандерталец (названный так по месту первого нахождения его останков близ селения Неандерталь в Германии), представители которого широко расселились по земному шару. Хотя палеоантропы значительно ближе к современным людям, но они все же сохранили примитивные черты в строении черепа, у них низкие надбровные дуги, низкий лоб и скошенный подбородок, сами невысокого роста. Палеолитическое хозяйство было присваивающим, и его основой являлась охота на крупных животных, а также собира­тельство. Освоение архантропами огня в готовом виде (в результате лесных пожаров, извержения вулканов, удара молнии и др.) стало огромным достижением в выделении человеческой расы из животного мира. Овладение же огнем в эпоху мезолита, умение неандертальцев его добывать позволило содержать очаг и строить примитивные жилища, впоследствии делать керамические изделия и еще позднее — освоить зачатки металлургии. Все это способствовало переходу первобытных людей к оседлости, возникновению основ искусства (рисунок и орнамент) и религиозных представлений. Развитие человека в существо мыслящее и коллективно живущее способствовало формированию языка как средства межчеловеческого, межличностного общения.

На территории России в ее старых дореволюционных границах самые древние стоянки первобытных людей обнаружены в Закарпатье, Южном Таджикистане, на Алтае и в Якутии, отстоящие от нас по времени примерно на 800 — 500 тыс. лет назад. Тогда на бескрайних пространствах Евразии, от Атлантического океана до Урала, существовали примерно одинаковые природные условия для первобытных охотников и собирателей. Верхнепалеолитические охотники использовали разнообразные каменные и костяные орудия — от наконечников копий и гарпунов до игл для сшивания одежды. Высоким достижением духовной культуры каменного века стало палеолитическое искусство: живопись (в том числе изображение мамонта в Каповой пещере на Урале), резьба по кости.

В переходный период от раннего палеолита к позднему (ок. 35 —- 40 тыс. лет назад) возникает человек современного вида Homo sapiens (человек разумный), завершая собой биологическую эволюцию антропогенеза от архантропа и палеоантропа; начинается формирование родового строя.

Этому в немалой степени способствовали и серьезные климатические изменения, происходившие в эпоху мезолита — ок. 10 тыс. до н. э. (последнее Великое оледенение и его отступление), когда образовались современные почвенно-климатические зоны. Обширные лесные массивы и болота разделили группы людей располагавшихся и в тундре на севере, и в степях на юге. Эти природные трансформации заставили древнейшие человеческие сообщества объединяться в коллективы для загонной охоты на мамонтов и мускусных быков, поддерживать огонь, строить надежные жилища, а также изобрести первое охотничье оружие — лук и стрелы, Появилась возможность создавать и сохранять запасы пищи. Все большую роль в жизнеобеспечении первобытных коллективов играло собирательство дикорастущих съедобных растений. Разнообразный опыт хозяйственной деятельности в разных природных условиях привел к возникновению производящего хозяйства уже в следующую эпоху нового каменного века.

В эпоху неолита, охватывающего период до II тысячелетия до н. э. для северных регионов нашей планеты, первобытные люди перешли от собирательства, рыболовства и охоты к производящим формам хозяйства — земледелию и скотоводству. Так началась неолитическая (аграрная) революция, в процессе которой человек перешел к оседлому образу жизни, научился изготавливать керамику, познал основы ткачества, овладел техническими приемами изготовления и обработки миниатюрных изделий и всеми известными приемами охоты и рыбной ловли. Именно в эту эпоху люди нау­чились выплавлять металл (древнейшие в Европе медные изделия появились на Балканах в V тысячелетии до н. э.) и приручили лошадь (в междуречье Днепра и Дона найдены древнейшие кости домашней лошади и части узды, относящиеся к IV тысячелетию до н. э.). Этот подлинно революционный технический толчок позволил человечеству обрести власть над природными стихиями и ликвидировал постоянную угрозу голодной смерти, вызвал демографический взрыв и способствовал появлению больших поселений вместо стоянок охотников, кроме того, дал возможность вы­ращивать одомашненный скот. В ранний период развития производящего хозяйства земледелие, как правило, сочеталось со скотоводством. Условия для оптимального развития земледелия и скотоводства в разных зонах различались наличием водных ресурсов и удобных пастбищ. В степной зоне преобладающим стало скотоводство. Процессам разделения труда сопутствовала языковая и этническая дифференциация, выделение общностей людей, говорящих на разных языках и относящих себя к разным этносам. Археологи выделяют разнообразные археологические культуры, характерные черты которых отражают становление новых экономических и этнокультурных общностей.

Лингвисты считают, что в X — VIII тысячелетиях до н. э. первобытные племена, заселявшие Европу, говорили на языках, объединенных в относительно единую семью, условно названную ностратической. По мере расселения носителей этих языков и дифференциации их культурных навыков из данной единой семьи выделилась индоевропейская семья языков, в которую входили предки большей части европейских народов и родственные им по языку народы Азии, расселившиеся вплоть до Северной Индии (индоевропейцы). К ностратической общности относят также кавказские, уральские (финноугорские и самодийские), алтайские (тюркские и монгольские) и другие языки, составлявшие большие лингвистические семьи. Родовой строй получает развитие в новых формах социальной организации, создаются новые крупные объедине­ния — племена, основанные на кровнородственных связях, единстве языка, общей территории проживания. В рамках племен формируются зачатки социальной организации — выделяется верхушка вождей и племенные советы.

По одной из распространенных научных гипотез, в V — IV тысячелетиях до н. э. индоевропейские племена, говорившие на родственных диалектах, занимали территорию степной и лесостепной зон современной Украины и северные районы Балканского полуострова. Около IV — III тысячелетий до н. э. начинается рас селение индоевропейцев: на севере они достигают Скандинавии и Прибалтики, на западе — Атлантического океана, на юге — Средиземного моря, на востоке — территорий Ирана и Индии. Предки славян рас полагались севернее прародины индоевропейцев.

В IV — III тысячелетиях до н. э. на территории Восточной и Центральной Европы складываются археологические культуры бронзового века (археологическая культура или культурно-историческая общность — это комплекс исследованных памятников на определенной территории, в границах которой ее древние обитатели изготавливали и использовали однотипные орудия труда, керамику, строили одинаковые по устройству жилища, производили единые погребальные обряды и т. д.) — трипольская, воронковидных кубков, майкопская. Современники этих культур умели делать бронзовые (из сплава меди с оловом) орудия и украшения, выращивать пшеницу, овес, лен, горох, виноград, возводить погребальные курганы и строить укрепленные городища.

. В I тысячелетии до н. э. наиболее динамично развивается южный и западный регионы — Восточно-Европейская равнина и в первую очередь — Северное Причерноморье. С наступлением железного века (VIII — VII вв. до н. э.) появляется первые письменные свидетельства о народах Восточной Европы — киммерах и скифах, появившихся на ближнем Востоке, на земле древней цивилизации, обладающей городской культурой и письменностью. Пройдя через Кавказ, они в VII в. до н. э. обрушились на древние государства Закавказья и Передней Азии — Урарту и Ассирию. О киммерийцах и скифах писал уже в V в. до н. э. «отец истории» Геродот, и современные историки до сих пор спорят об истинности его свидетельств. Геродот повествует, что скифы пришли из Азии к Боспору Киммерийскому (нынешнему Керченскому и Таманскому полуостровам), где и обитали киммерийцы. Азия для Геродота, как и для других ан­тичных авторов, начиналась за рекой Танаисом (Дон). Киммерийцы не могли противостоять сильному противнику и ушли через Кавказ в Переднюю Азию. За ними совершили поход на Ближний Восток и скифы.

В своих походах на Ближний Восток скифы овладели не только богатствами, к которым стремились все племена первобытной периферии древних цивилизаций. Они прежде всего обогатили себя культурными ценностями и навыками, в том числе искусством так называемого звериного стиля — стилизованного изображения животных, развитого у родственных им иранских народов Передней Азии.

Мощный скифский племенной союз постепенно приобретал черты ранней государственности: в IV в. до н. э. у скифов уже были цари, которых после смерти хоронили в огромных курганах, частично сохранившихся и поныне.

В VII в. до н. э. на северо-западном и северо-восточном побережье Черного моря (Понта Эвксинского) возникают греческие колонии — исторически первая форма государственности и первый очаг древнейшей цивилизации на территории нашего Отечества. Греческие колонии представляли собой независимые политические образования — города-полисы, основанные выходцами не из балканской Греции, а преимущественно из греческих городов Малой Азии (город-полис Милет), имевшие поначалу сходную с последними политическую систему (город-государство с демократическим управлением) и сохранявшие с ними экономические и культурные связи. Крупнейшими древнегреческими колониями были Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес Таврический (на юге Крыма), Пантикапей (у Керченского пролива), Фанагория (основанная в Крыму в середине VI в. до н. э. беженцами с острова Теос) и др.

В VI — V вв. до н. э. греческие колонии, расположенные вокруг Азовского моря, объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее. Однако в следующем, III в. до н. э. Боспорское царство и скифские племена подверглись нашествию воинственных ираноязычных сарматов — близких скифам по языку кочевых племен, пришедших из-за Волги. Сарматы осели в Приазовье, существенно потеснив скифов. С этого времени в традиционной европейской исторической географии существуют два обозначения Восточной Европы — Скифия и Сарматия. Сарматы рас­селяются в античных городах Боспора, придавая им «варварский» облик, одновременно и боспорские греки расширяют свое влияние: в начале III в. до н. э. они основывают в устье Дона город Танаис. Скифское эллинизированное царство ограничивается в основном территорией степного Крыма, а его столица — г.. Неаполь Скифский (близ Симферополя) располагается почти в центре полуострова. Скифы также овладевают Ольвией и вступают в борьбу с Херсонесом. Во II — I вв. до н. э. в истории Северного Причерноморья наступает период политических конфликтов и войн. Скифы пытаются полностью подчинить себе греческие города-государства, которые в свою очередь ищут поддержку и защиту у Боспорского царства. В этот период быстро усилилось возникшее в 301 г. до н. э. в Малой Азии эллинистическое Понтийское царство, на короткое время при царе Митридате VI Евпаторе объ единившее в Северном Причерноморье под своей вла стью и греков и скифов. Но в результате так называе­мых Митридатовых войн (89 — 64 гг. до н. э.) Понт потерпел сокрушительное поражение от легионов Римского государства и потерял свое мнимое могущество, часть его территории вошла в состав Рима на правах провинции. Херсонес стал главной базой Рима в Крыму. В римское время (в основном в I в. н. э.) в боспорских городах появляются еврейские общины. Одновременно усиливается сарматизация боспорских городов и растет натиск кочевников, как сарматов, так и скифов. В этот период Рим вынужден держать свои легионы в городах Боспора — Херсонесе и крепости Хараксе (Ласточкино Гнездо), но варвары повсюду угрожают границам империи.

Великое переселение народов. В III в. н. э. нарастают дезинтеграционные процессы в Римской империи, ее влияние в Причерноморском регионе уменьшается. Но на смену римскому господству приходит новый внешний фактор, ввергший в миграционные этнические перемещения всю Европу и значительную часть Азии, началось так называемое Великое переселение народов — эпоха, растянувшаяся на три столетия и охватившая период с IV по VII в. н. э.

Начиная с III в. н. э. с побережья Балтийского моря в Северное Причерноморье устремляются потоки германоязычных племен готов. Однако эпоха готского владычества в Причерноморских степях оказалась недолгой: в 370 г. к берегам Дона подходят новые племена кочевников — гунны (хунну) — сложный по своему I оставу этнический конгломерат кочевых тюркоязычных племен, продвигавшихся из Центральной Азии (Северо-Восточного Китая) на запад; одна часть из них пришла в Среднюю Азию, а другая — в Причерноморье. Разбив сарматов, гуннские орды в 375 г. подвергли полному разгрому готов, их король Германарих покончил жизнь самоубийством. Спасаясь от гуннов, готы двинулись в Западную Европу, по пути опустошая Балканы, побережье Адриатики, а позднее — Италию и Германию. Гунны, преследуя готов, также устремились на Европейский континент, в пределы римских провинций, дошли до Аттики, южных предгорий Альп и, наконец, переправились через Рейн. Однако в 451 г. в одной из самых кровопролитных битв в истории античности — битве на Каталаунских полях в Галлии гунны и подвластные им готы и гепиды потерпели поражение от объединенной коалиции франков, аланов, бургундов, вестготов и саксов, временно сплотившихся вокруг Западной Римской империи под руководством римского полководца Аэция. Осев на Дунае, гунны в 453 г. начали новый поход, но их легендарный вождь Аттила, прозванный «Молотом Божьим», внезапно умер. Стремительно образовавшаяся Гуннская держава быстро распалась, теснимая новыми ордами тюркоязычных кочевников — болгар и авар, создавших в VI в. н. э. государственное объединение, известное как Тюркский каганат. Территория, контролируемая каганатом в период расцвета, распространялась от Северного Китая и Монголии до Поволжья. В 80-е гг. VI в. Тюркский каганат распался на две части, западная часть которого усилилась от Алтая до предгорий Кавказа.

В 30-х гг. VII в. в приазовских степях и на Северном Кавказе господствующее положение заняла Великая Болгария тюрков, кочевников-болгар. В этот же период сформировался и Хазарский каганат. Под давлением хазар часть болгарской орды во главе с легендарным ханом протоболгар Аспарухом вторглась пределы Византии на Балканы, где за Дунаем вместе с оседлым славянским населением в 681 г. основала первое Болгарское царство; другая же часть протоболгар из кубанских степей переместилась в Среднее Поволжье. Там сложилось государство Волжская Булгария, которое с VII в. и вплоть до его разгрома монгольскими завоевателями в 30-е гг. XIII в. было ближайшим соседом Руси на северо-восточных рубежах..

Крушение прежних государственно-политических образований, от которых остались лишь обломки (как, например, Херсонес, Боспор и Ольвия, уцелевшие лишь потому, что располагались на самом юге Крыма), неустойчивость и недолговечность кочевых империй, интенсивное перемещение значительных масс лю­дей на новые территории и столь же интенсивная их ассимиляция, «смешение» друг с другом зачастую разных и далеких по языку и культуре этносов — все это характерно для Восточной Европы и Северного Причерноморья в середине I тысячелетия н. э.

Конкретный социально-политический опыт ушедших эпох и угасших цивилизаций во многих сферах оказался либо полностью утраченным, либо изменен­ным до неузнаваемости. И все же наследие тысячи с лишним лет, прошедших со времени возникновения греческих колоний до гуннского нашествия, оказалось весьма значительным: оно сформировало условия цивилизационного развития, характерные для последующих этапов отечественной истории. К их числу можно отне­сти: многовековое сосуществование очагов евроцентристской цивилизации и «варваров», интенсивный диалог культур; относительную устойчивость террито­риально-политических структур, связанных с оседлым населением, и динамичных объединений кочевых племен, многие из которых так и не достигли уровня развитой государственности; выделение на географически едином пространстве нескольких хозяйственно-культурных регионов, отличающихся уровнем, характером и направленностью развития (Северное Причерноморье; Великая степь — от устья Дуная до Алтая; лесная болотистая зона Великой русской равнины).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: