Вопрос. «Провалы» государства

Деятельность государства, как и любой другой организационной структуры, связана с трансакционными издержками. Размер ТАИ зависит от числа трансакций, в которых государство выступает в качестве гаранта выполнения условий контракта. Властные отношения, возникающие между индивидом и государством, носят сложный и позиционный характер.

Во-первых, индивиды делегируют государству вместе с правом контроля и право передачи государством контроля своим представителям – государственным служащим.

Во-вторых, индивиды делегируют право контроля не конкретному лицу, а занимающим определенные позиции в государственной структуре функционерам, бюрократам. И здесь важную роль играют не личные качества функционеров, а их деловая компетентность.

Чем активнее роль государства в спецификации и защите прав собственности, тем сложнее внутренняя структура государства и больше численность государственных служащих и, следовательно, шире возможности для искажения информации, циркулирующей внутри государственного аппарата. Кроме того, увеличение числа государственных служащих приводит к росту издержек на мониторинг и предотвращение государством оппортунистического поведения своих представителей, бюрократов. Поэтому при моделировании любого вмешательства государства в процесс спецификации и защиты прав собственности необходимо учитывать возможные искажения информации, а также то, что вероятность легитимного (соответствующего закону) использования насилия всегда меньше 100%.

Наряду с «провалами рынка» существуют «провалы государства»:

· несоответствие доходов и расходов;

· отсутствие четких критериев эффективности деятельности. Например, у фирмы – это прибыль. Деятельность государства зачастую оценивается по задаваемым им самим критериям: росту бюджетных поступлений, экспансии государственного контроля и т.д.;

· высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных, чему способствует рост информационных издержек и издержек мониторинга и контроля, сопровождающий развитие государства;

· неравномерное распределение ресурсов. В распоряжении государства при распределении прав собственности на ресурсы, когда ТАИ не равны 0, имеются несколько стандартов справедливости. Помимо оптимума по Парето такими стандартами являются правило Калдора (изменение в распределении ресурсов допускается, если выигрывающая в его результате сторона способна компенсировать потери проигрывающей стороне), правило Ролза (справедливое распределение ресурсов – это то, которое улучшает положение наименее обеспеченных) и другие.

Выбирая механизм распределения прав собственности (рыночный или с помощью государства), О.Уильямсон предлагает оценивать эффективность каждого из вариантов, сравнивая их с реально существующими альтернативами. Он предлагает считать оптимальным тот вариант распределения, «для которого нельзя предложить альтернативу, которую можно описать и внедрить с большим чистым выигрышем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: