1. Вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.
А) Репродуктивные вопросы. Требуют простой констатации — называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (Кто? Что? Где? Когда? Какой?)
Например, беседа о зиме. Вопросы: Какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода?
Б) Проблемно - поисковые вопросы. Требуют умения устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (Почему? Отчего? Зачем? Из-за чего? Каким образом? Как узнать?)
Например, в беседе о зиме. Вопросы: Почему вы любите зиму? Почему реки замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? Подумайте, что изменилось в природе в феврале?
В) Подводящие к обобщению.
Беседа о дружбе: Про каких ребят можно сказать, что это друзья?
Беседа «Наша улица»: Какие же удобства созданы для жителей города на нашей улице?
|
|
Г) Наводящие.
Беседа «Кто строит дом?».Воспитатель: «Мы забыли еще одну часть дома. Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты? (Крыша).
Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ.
Д) Подсказывающие (вопросы содержат в себе ответ) Кто кроет крышу? (Дети молчат) А не кровельщик ли кроет крышу?
2. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, прежде чем ответить». «Ответьте подробно»).
Объяснение.
4. Обобщение. Обобщая детские ответы в беседе о зиме, воспитатель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели».
5. Рассказ воспитателя. В беседе о зиме воспитатель рассказывает, за что любит зиму.
6. Чтение художественных произведений (загадки, пословицы, стихотворения, отрывки из прозаических произведений).
Показ наглядного материала.
Можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).
8. Игровые приемы. Привлечение игрового персонажа, создание игровой ситуации (получение «письма», «посылки» из другого д/сада).
|
|
Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе.
Эффективность беседы зависит от умения педагога целенаправленно вести детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.
В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В младшем дошкольном возрасте используется беседа-разговор в процессе получения опыта, сопровождающаяся рассматриванием игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, сопровождающие получение новых знаний, сопутствующие наблюдениям (из чего сделаны предметы, одежда) и экскурсиям (что делает почтальон).
В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.