Непрерывность и неравномерность роста и развития

Процесс онтогенеза происходит в результате роста и развития организма челове­ка, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный, поступательный процесс, протекающий в течение всей жиз­ни. Понятие о росте и развитии организмов — одно из фундаментальных поня­тий в биологии.

Под термином рост понимают количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества со­ставляющих их органических молекул. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) — за счет увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показа­тель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увели­чение размеров костей. Количественной характеристикой роста служат данные размеров человеческого тела и его частей.

Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в услож­нении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуля­ции. Специализация клеток для более совершенного выполнения функций обес­печивает наилучшее приспособление организма к условиям существования. Кри­териями развития считается появление в хрящевой части скелета костной ткани, прорезывание молочных и постоянных зубов и т. д.

Рост и развитие — две составляющие единого процесса. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Рост и развитие — процессы непрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые ка­чественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественных особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличивается мышечная масса и из­меняются свойства мышечной ткани; улучшается проведение нервных импульсов по нервным волокнам от головного мозга к мышцам и в обратном направлении; увеличивается количество межклеточных связей в подкорковых структурах и коре головного мозга.

В свою очередь качественное совершенствование двигательных функций ре­бенка способствует количественному морфофункциональному созреванию моз­говых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно формируются новые связи в подкорковых и корковых образо­ваниях головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: