Лекция 4. 4. Техника управления транспортным средством

 

Вопросы: 1. Посадка водителя за рулем.

2. Техника руления.

3. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС, АКПП.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.4.

• Спина расположена почти вертикально и прилегает плотно к спинке сиденья.

• При нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3-5 см от нижнего края подушки сиденья и ноги несколько выдвинуты вперед с тем, чтобы они ни в коем случае не задевали за рулевое колесо при постановке ступней на педали.

•Установить подголовник так, чтобы его верхушка совпадала с верхней частью уха водителя.

•Высоту сидения нужно отрегулировать так, чтобы расстояние от головы до потолка не было меньше 5 см. (проверить это можно, поставив кулак на голову).

• Ремни безопасности инерционного типа не требуют регулировки, но нужно проследить за тем, чтобы ваша одежда (если это зимний период времени), не мешала работе ремней. Если на вас одета толстая пуховая куртку или шуба, нужно её расстегнуть. Ремни безопасности должны плотно прилегать к телу.

• Руки на рулевом колесе расположены так, что они слегка согнуты в локтях, большие пальцы рук держат обод в обхват. Запястья вытянутых вперёд рук должны свободно лежать на рулевом колесе. Расстояние между рулём и грудью должно составлять приблизительно 35 см.

• Не допуская наклона корпуса и его отрыва от спинки сиденья, перевести правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя (3-я или 5-я передача), при этом левая рука должна свободно лежать в распрямленном состоянии на верхней части рулевого колеса.

Если вам удалось выполнить все эти движения без отрыва спины от сидения, значит оно отрегулировано правильно.

Зеркала каждый регулирует так, чтобы был максимальный обзор при минимальном повороте головы. Ну, а если по науке, то в ближнем к кузову углу бокового зеркала, должна быть видна задняя часть вашего автомобиля (ручка и т.п.).

Советы:

Левая нога, нажимающая "сцепление", всё время должна находиться на специальном выступе (который присутствует в большинстве автомобилей), с левой стороны педали "сцепления", работая только при переключении передачи.

Правая нога должна всегда находиться на одной из педалей (тормоз или газ). С самого начала Вы должны запомнить места расположения ног и первые месяцы постоянно себя контролировать, чтобы они там и находились.

Колесо рулевого управления поворачивают для изменения положения управляемых колес автомобиля. Искусство вождения, кроме всего прочего, во многом зависит от того, насколько правильно водитель держит руль. Существуют наиболее рациональные, правильные, удобные и верные способы управления машиной, которые оправдали себя долголетней практикой. Виды руления:

выравнивающее, при котором совершают поворот руля на небольшой угол для компенсации отклонения автомобиля при прямолинейном движении (рис. 5);

компенсаторное, с помощью которого устраняются заносы;

руление на поворотах.

Если дорога тяжелая, поворот производят двумя руками. При этом перенос рук должен быть поочередным, чтобы руль удерживался надежно.

При движении в городе и иных населенных пунктах, где опасность может возникнуть в результате выхода на проезжую часть пешехода, нужно быть готовым к повороту руля влево. В подобных случаях специалисты рекомендуют левую руку смещать кверху, чтобы можно было повернуть руль одним приемом больше чем на четверть оборота. Опасен поворот руля таким способом, при котором руки перекрещиваются.

Если нужно круто повернуть налево, придется снять с руля левую руку, перенести ее в верхнюю часть руля, а правая пока останется на месте. На дорогах с особенно крутыми поворотами этого движения недостаточно, и плавный поворот в этом случае можно совершить двояким способом. Если у автомобиля легкое управление, перехватите руль сразу перед поворотом (влево), как в предыдущем положении, и поворачивайте одной правой рукой, в то время как левая остается на том же месте и обод руля проскальзывает между пальцами. В момент, когда правая рука уже не может больше повернуть руль, поворот продолжает левая, а правая свободно пропускает обод.

Научиться водить автомобиль с автоматической КПП очень просто, достаточно хорошо изучить все органы управления коробки-автомата.

Для остановки двигателя, выжимая педаль тормоза, выбрать режим Р (паркинга, остановки), выставить ручной тормоз и заглушить двигатель.

Применять режимы D и L следует исходя из условий эксплуатации транспортного средства – снижать или увеличивать скорость, тормозить двигателем, буксировать, обгонять и т.д.

При пользовании автоматической КПП в обязательном порядке необходимо следить за качеством масла. Замена масла должна проводиться с установленной периодичностью и только на марки, рекомендованные производителем транспортного средства.

Автомобиль, оснащенный АКПП всегда должен стоять на ручном тормозе, даже если он находится на ровной дороге.

Переключение рычага коробки-автомата при смене направления движения допустимо только при полной остановке автомобиля. Например, автомобиль двигался вперед, затем вам нужно сделать задний ход, для этого следует остановить автомобиль и выбрать нужный режим.

Автомобиль с АКПП не рекомендуется использовать по серьезному бездорожью, поскольку такая система управления чувствительна к качеству дорог. Именно поэтому следует избегать дорог с плохим покрытием, больших снежных заносов, болотистой местности и т.д.

Преимущества и недостатки вождения автомобиля с АКПП

К преимуществам управления автомобилем с АКПП можно отнести:

безопасное и эффективное вождение в городских условиях;

отсутствие необходимости постоянно переключать рычаг скоростей на коробке передач;

К недостаткам такого типа вождения относится следующее:

высокий расход топлива при движении в городских условиях по сравнению с механической КПП (не факт, зависит от мастерства водителя);

противопоказания к буксировке автомобилей с АКПП на гибкой или жесткой сцепке без вывешивания ведущих колес (зависит от автомата и многие современные конструкции АКПП разрешают буксировку при соблюдении определенных условий);

противопоказания к буксировке тяжелых прицепов автомобилями с коробкой-автомат (буксировать можно, перегружать нельзя);

сложность и дороговизна ремонта АКПП (тут уж ничего не попишешь, что есть, то есть).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: