Лекция 6. 9. Наезд на пешехода

 

Вопросы: 1. Условие остановки автомобиля до линии следования пешехода при своевременном торможении.

2. Безопасный переход полосы движения пешеходом.

Литература: Пучкин В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: База данных. Экспертная техника. Методы решений / В.А. Пучкин. Издательство: Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2014. – 194 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по темам 6.9.

Наезд на пешехода - случай, когда ТС наехало на человека, или он сам ударился о движущееся ТС. К этому виду относятся также случаи, при которых пешеходы пострадали от груза, перевозимого ТС, или предмета.

Скорость является важнейшим показателем дорожного движения.

Управляя автомобилем, водитель обычно выбирает режим движения исходя из двух критериев: минимальной затраты времени и максимальной безопасности движения.

Эти критерии противоречивы и превышение допустимого предела скорости является одной из наиболее распространенных причин ДТП. Тяжесть их последствий и возможность предотвращения также непосредственно связаны со скоростью транспортного средства.

Рассмотрим, каким образом, выбирая соответствующую скорость автомобиля, можно предотвратить наезд на пешехода.

Для упрощения расчетов поперечными размерами пешехода можно пренебречь и изображать его в виде точки.

Считаем, что автомобиль и пешеход движутся прямолинейно и их траектории пересекаются под прямым углом. Скорость пешехода считаем постоянной, а безопасным интервалом пренебрегаем. Дорожную ситуацию, в которой возможен контакт транспортного средства с препятствием, способный вызвать вредные последствия, называют опасной дорожной обстановкой.

Безопасной назовем такую скорость автомобиля, следуя с которой водитель в момент возникновения опасной дорожной обстановки имеет техническую возможность тем или иным способом предотвратить наезд. При прямолинейном движении водитель может обеспечить безопасность одним из следующих способов:

Ø остановить автомобиль до линии следования пешехода;

Ø пересечь линию следования пешехода, проехав перед ним раньше,

Ø чем он достигнет полосы движения автомобиля;

Ø пропустить пешехода перед автомобилем.

Примем, что опасная дорожная обстановка возникает в момент пересечения пешеходом некоторой линии — границы опасной зоны (например, границы проезжей части).

Расстояние между пешеходом и автомобилем в момент возникновения опасной обстановки обычно называют удалением автомобиля.

Первой безопасной скоростью (VБ1) автомобиля называют минимальную скорость, следуя с которой водитель может, своевременно применив экстренное торможение, остановить автомобиль у линии следования пешехода.

Второй безопасной скоростью автомобиля Vб2 называют минимальную скорость, следуя с которой автомобиль полностью проедет линию следования пешехода в момент, когда тот подойдет к его полосе движения.

Третьей безопасной скоростью автомобиля Vб3, называют максимальную скорость, двигаясь с которой, автомобиль достигнет линии следования пешехода к тому моменту, когда пешеход уже уйдет с его полосы движения.

Четвертой безопасной скоростью автомобиля Vб4, называют максимальную скорость, при которой водитель, своевременно применив экстренное торможение, успевает пропустить пешехода.

Пятой безопасной скоростью автомобиля Vб5 называют такую скорость, следуя с которой, водитель, даже применив экстренное торможение в момент возникновения опасности, успевает проехать мимо пешехода.

Согласно действующему законодательству имеется возможность привлекать к судебной ответственности пешехода, действия которого повлекли за собой ДТП, однако на практике эта возможность реализуется крайне редко.

Скорость пешехода может быть установлена путем следственного эксперимента или на основе массовых наблюдений за поведением пешехода в аналогичных условиях.

Следственный эксперимент проводят, как правило, на месте ДТП. Если это невозможно, стараются воссоздать дорожную обстановку, максимально приближенную к фактическим обстоятельствам ДТП. Согласно многим исследованиям очевидец ДТП хорошо помнит все детали события в течение примерно 10 дней и в пределах этого срока может уверенно указать направление и скорость движения пешехода.

При проведении следственного эксперимента каждый из участников и очевидцев ДТП, находясь на месте, откуда он наблюдал воспроизводимое событие, указывает направление движения пострадавшего и место расположения его на проезжей части. Наиболее достоверные показания дают обычно очевидцы, находившиеся на близком расстоянии (до 20-30 м) от места наезда на пешехода.

Определив среднее арифметическое время по нескольким замерам и зная пройденное демонстратором расстояние, устанавливают ориентировочную скорость пешехода в процессе ДТП. Иногда для определения скорости пешехода применяют киносъемку, которая позволяет зафиксировать весь ход следственного эксперимента.

Недостаток этого метода заключается в невозможности абсолютно точно воспроизвести все обстоятельства ДТП, кроме того, проведение эксперимента связано с большой затратой времени. Поэтому в экспертной практике скорость пешехода часто определяют по среднестатистическим значениям, установленным в результате массового обследования населения.

Недостатком метода является определение не истинной скорости пешехода в момент ДТП, а только возможной.

Очевидно, пешеход может обеспечить собственную безопасность двумя способами:

Ø либо двигаться сравнительно медленно, чтобы автомобиль успел проехать мимо него, не задев,

Ø либо, напротив, двигаться максимально быстро, чтобы успеть пройти перед автомобилем.

Таким образом, принимают две безопасные скорости пешехода.

Первой безопасной скоростью пешехода Vï 1 - назовем максимальную скорость, следуя с которой, пешеход подойдет к полосе движения автомобиля к тому моменту, когда автомобиль пересечет его линию следования.

Второй безопасной скоростью пешехода Vï 2 - назовем такую минимальную скорость, двигаясь с которой, он успеет покинуть полосу движения автомобиля к тому моменту, когда последний приблизится к его линии следования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: