Для уяснения сущности морали важно выяснить её функции, роль которую она играет в обществе. Основными функциями морали являются следующие:
Мировоззренческая – мораль не может быть сведена к набору норм. Она должна обосновывать эти нормы, указывать во имя чего они должны выполняться и тем самым выходить на высшие ценности, на вопросы смысла жизни, место человека в мире, на представление о самом мире. От характера представлений о мире зависит представление, о смысле жизни, о счастье человека, понимании природы добра, зла, справедливости, чести и т.д. В моральном сознании формируется мировоззрение через призму понятий добро и зло, мир рассматривается добрым, или злым по отношению к человеку
Познавательная – через неё человек получает представление о внутреннем мире как своем, так и другого человека, кого он оценивает, о нравственном состоянии общества, о соответствии действия государства высшим общественным ценностям. Познание в морали осуществляется несколько иначе, чем в науке, где доминирует разум. Оно более образно, более размытое, в ней большая доля чувств, веры, интуиции.
|
|
Воспитательная – общество заботится о формировании личности, будущего гражданина, главное в которой нравственность – это духовный стержень личности. По этому в центре воспитания должно стоять нравственное воспитание. Основные традиционные институты формирования нравственности церковь, школа, семья.
Оценочная – она оценивает поступки, общественные явления через призму добра и зла, справедливости, долга, совести, путем сопоставления сущего с должным. Моральная оценка носит универсальный характер, т.е. распространяется на все сферы жизни общества, на все действия людей. Она опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.
В реальной общественной жизни возникают трудности, которые вызывавют парадокс нравственной оценки.
Вопрос в том, кто может вершить нравственный суд, выносить моральные оценки?
По аналогии с другими сферами общества напрашивается ответ – люди, выделяющиеся нравственными качествами. Но одно из нравственных качеств – скромность, заключающееся в осознании своего несовершенства. Чем более нравственен человек, тем более критично он к себе относится, и поэтому он не считает себя достойным кого-то судить.
Те же, кто берется судить, учить в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, которое чуждо морали и не дает им права судить.
Получается, те кто мог бы судить не хотят этого делать, а те кто хотел бы это делать не имеют на это право.
Разрешением этого противоречия является нравственное требование «Не судите».
|
|
Моральная оценка существует главным образом как самооценка. Моральный суд есть суд человека над самим собой.
Нарушение правовых норм – это преступление, за которое ответ перед судом.
Нарушение нравственных норм – это зло, грех, за которые ответ перед собой. Зло – это и есть нарушение нравственного закона, нравственное преступление.
Регулятивная – является синтезирующей. Её основная задача – направление помыслов, регуляция действий. Она дает человеку наиболее важные глубинные ориентиры в его жизнедеятельности. Мораль регулирует все сферы жизни общества, жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку максимальную требовательность следовать нравственным нормам, осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения, моральные убеждения, совесть.
Существует парадокс морального поведения, который точно выразил Овидий в своем изречении: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь».
Для человека свойственно стремиться к хорошему, быть хорошим.
Человек же зная, что есть добро, не следует ему, выбирает худшее. Можно ли говорить о том, что человек действительно видит и одобряет лучшее. Наверное, существует разница между тем, что человек на самом деле знает, и тем, по поводу чего он думает, что он знает.
Человеку свойственно думать о себе хорошо, лучше, чем он есть на самом деле. Хотя было бы лучше, если бы люди относились к себе более критично.
Даже очень злые люди считают себя добрыми. При этом это не всегда обман и лицемерие, это может быть очень искренним заблуждением. Поэтому нельзя верить моральной самоаттестации человека. Известное евангельское правило гласит: «По плодам их узнаете их». Человека нужно оценивать по его поступкам.
В противном случае все люди были бы одинаково высоконравственными.
Предположение о том, что человек хороший, и намерения у него исключительно добрые, а поступки – исключительно злыми – заблуждение.
Важный вопрос – почему далеко не все руководствуются нормами морали, почему люди совершают так много безнравственных поступков (преступления, грубость, бестактность и т.д.)
Причинами могут быть:
- недостаточный уровень развития морального сознания
- ошибочное общественное мнение
- условия жизни, подавляющие моральные чувства.
Если положение человека в обществе стабильно, его интересы признаны и гарантированы, то ему легче принимать моральные ценности и следовать им. Но если человек ощущает себя обездоленным, обойденным, если он не находит в обществе защиты своих прав, если его интересы не соблюдаются, то ему труднее найти силы для соблюдения требований морали.
Но это не может быть причиной оправдания аморального поведения. Мораль бескомпромиссна, человек в любой ситуации должен сохранять достоинство, жить по принципам человечности вопреки всем обстоятельствам.
«Легко быть честным и добрым, когда у тебя самые глубокие и полные карманы, но и ценность такой легкости не велика, в то время как сохранить достоинство и благородство при незаслуженных бедствиях и несправедливости много труднее и ценнее».