Внешним чувством не могли они войти в мою душу. Я барахтался и кричал,
Выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто
Подобное моим желаниям, - но знаки эти не выражали моих желаний. И когда
Меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я
Сердился, что старшие не подчиняются мне, и свободные не служат как рабы, и
Мстил за себя плачем. Что младенцы таковы, я узнал по тем, которых смог
Узнать, и что я был таким же, об этом мне больше поведали они сами,
Бессознательные, чем сознательные воспитатели мои.
И вот младенчество мое давно уже умерло, а я живу. Господи - Ты, Который
Живешь всегда, в Котором ничто не умирает, ибо прежде начала веков и прежде
всего, о чем можно сказать "прежде", Ты есть, - Ты Бог и Господь всего
Создания Твоего, - стойки у Тебя причины всего нестойкого, неизменны начала
Всего изменяющегося, вечен порядок беспорядочного и временного - Господи,
Ответь мне, наступило ли младенчество мое вслед за каким-то другим умершим
|
|
Возрастом моим, или ему предшествовал только период, который я провел в
Утробе матери моей? О нем кое-что сообщено мне, да и сам я видел беременных
Женщин. А что было до этого. Радость моя, Господь мой? Был я где-нибудь,
Был кем-нибудь? Рассказать мне об этом некому: ни отец, ни мать этого не
Могли: нет здесь ни чужого опыта, ни собственных воспоминаний. Ты смеешься
Над тем, что я спрашиваю об этом, и велишь за то, что я знаю, восхвалять
Тебя и Тебя исповедовать?
Исповедую Тебя, Господи неба и земли, воздавая Тебе хвалу за начало
Жизни своей и за свое младенчество, о которых я не помню. Ты позволил
Человеку догадываться о себе по другим, многому о себе верить, полагаясь
Даже на свидетельство простых женщин. Да, я был и жил тогда и уже в конце
Младенчества искал знаков, которыми мог бы сообщить другим о том, что
Чувствовал. Откуда такое существо, как не от Тебя, Господи? Разве есть
Мастер, который создает себя сам? в другом ли месте течет источник, откуда
Струится к нам бытие и жизнь? Нет, Ты создаешь нас, Господи, Ты, для
Которого нет разницы между бытием и жизнью, ибо Ты есть совершенное Бытие и
Совершенная Жизнь. Ты совершен и Ты не изменяешься: у Тебя не проходит
сегодняшний день, и, однако, он у Тебя проходит, потому что у Тебя вс°;
ничто не могло бы пройти, если бы Ты не содержал всего. И так как "годы
Твои не иссякают", то годы Твои - сегодняшний день. Сколько наших дней и
|
|
Дней отцов наших прошло через Твое сегодня; от него получили они облик свой
И как-то возникли, и пройдут еще и другие, получат свой облик и как-то
возникнут. "Ты же всегда один и тот же": вс° завтрашнее и то, что идет за
ним, вс° вчерашнее и то, что позади него. Ты превратишь в сегодня. Ты
Превратил в сегодня. Что мне, если кто-то не понимает этого? Пусть и он
радуется, говоря: "Что же это?" Пусть радуется и предпочитает найти Тебя,
Не находя, чем находя, не найти Тебя.
VII.
11. Услыши, Господи! Горе грехам людским. И человек говорит это, и Ты
Жалеешь его, ибо Ты создал его, но греха в нем не создал. Кто напомнит мне
О грехе младенчества моего? Никто ведь не чист от греха перед Тобой, даже
Младенец, жизни которого на земле один день. Кто мне напомнит? Какой-нибудь
Малютка, в котором я увижу то, чего не помню в себе?
Итак, чем же грешил я тогда? Тем, что, плача, тянулся к груди? Если я
Поступлю так сейчас и, разинув рот, потянусь не. то, что к груди, а к
Пище, подходящей моему возрасту, то меня по всей справедливости осмеют и
Выбранят. И тогда, следовательно, я заслуживал брани, но так как я не мог
Понять бранившего, то было и не принято и не разумно бранить меня. С