Либерально-буржуазные реформы

В 1862 году городская и уездная полиция объединены в единое уездное полицейское управление во главе с исправником, назначаемым губернатором. Низшим звеном этой системы были урядники, подчиненные становым приставам. Стан делился на два уезда, пристав подчинялись исправнику. В губернских городах сохранялась полиция городов - полицмейстеры, городовые, частные приставы, участковые и околоточные надзиратели. Увеличены жандармские органы. При оберполицмейстере Петербурга и Москвы созданы отделения по охране общественной безопасности и порядка для негласного расследования дел о государственных преступлениях.

В 1879 году в составе министерства внутренних дел создано главное тюремное управление, управляющее общеуголовными и политическими местами заключения. В последней четверти Х1Х века упразднены смирительные и работные дома, долговые тюрьмы.

Создаются крупные тюрьмы, находящиеся в центральном подчинение, называемые централами (Ново-белгородский, Александровский). Возросло значение каторги, центральной из которых была Нерчинская.

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 года явилась составной частью реформ 60-х годов. Судебная реформа была наиболее последовательной из реформ всех годов прежний сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности.

Но новая организация суда сохранила на себе печать словесности.

Для крестьянства сохранился особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания.

Указом от 20 ноября 1864 года были объявлены судебные уставы - уставы, вводившие новые принципы судопроизводства и судоустройства.

Судебные уставы состояли из четырех законодательных актов:

1. Учреждения судебных установлений.

2. Устава уголовного судопроизводства.

3. Устава гражданского судопроизводства.

4. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебные уставы декларировали такие принципы судопроизводства, как несменяемость судей и независимость их от администрации, выборность суда, гласность и публичность его заседаний, состязательность процесса, институт адвокатуры, присяжных заседателей. В указе от 20 ноября 1864 года говорилось, что судебная реформа имеет своей задачей возвысить судебную власть, дать самостоятельность и утвердить в народе уважение к суду.

Реформой 1864 года была установлена следующая система судов.

Местные и общие суды. Суды избираемые судами - местные суды. Общие суды с назначаемыми судьями - окружные суды и судебные палаты.

Прокурорский надзор осуществлялся обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами. Мировые судьи, участковые и почетные, избирались сроком на три года уездными земскими собраниями и городскими думами из числа лиц, проживающих в данной местности, имеющих определенный возрастной, образовательный, служебный и имущественный ценз.

Имущественный ценз определялся недвижимой собственностью не менее чем в 15 тысяч рублей или равнялся двойному земскому земельному цензу. Апелляционной инстанцией для мировых судей был уездный въезд мировых судей.

Окружной суд учреждался на несколько уездов и состоял из председателя и членов суда. Рассмотрению данного суда подлежала большая часть уголовных и гражданских дел.

Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей происходило в том случае, если подсудимому угрожало наказание с лишением или ограничением прав состояния, если такого наказания не угрожало, то дела рассматривались в составе трех коронных судей.

Коллегия присяжных состояла из 12 человек. Присяжные заседатели избирались из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в Русском подданстве; во-вторых имеющих не менее 25 и не более 70 лет от роду; в-третьих жительствующих не менее двух лет в данном уезде, где происходило избрание в присяжные заседатели.

Не подлежали внесению в списки Присяжных заседателей:

* священнослужители, монашествующие;

* все военные чины, гражданские чиновники, которые находятся в войсках;

* учителя народных школ.

Решения суда присяжных считались окончательными и могли быть обжалованы только в Сенат.

Судебная палата являлась судом второй инстанции, апелляционной инстанцией, судом первой инстанции по делам о государственных, должностных преступлений и преступлений против порядка управления. Состав суда: губернские и уездные предводители дворянства, городской голова, волостной старшина. Правительствующий сенат рассматривал в кассационном порядке решения уездного съезда мировых судей, окружных судов, судебных палат, являлся судом первой инстанции по особо важным преступлениям, и апелляционным судом по делам, рассмотренным судебной палатой в качестве суда 1 инстанции.

Анатолий Федорович Кони - виднейший русский юрист, ученый, литератор, писал, что реформа внесла новые начала в нашу народную жизнь. Она пробудила в обществе силы, не находившие себе дотоле применения, она послужила нравственной школой народу и стала вызывать в обществе стремление к правосудию и уважению к человеческому достоинству.

Система наказаний согласно Уставу о наказаниях налагаемых мировыми судьями: выговоры, замечания, внушения, денежные взыскания не свыше 300 рублей, арест не свыше 3 месяцев.

В период буржуазных реформ стал вопрос о телесных наказаниях. В 1863 году отменялись наказания шприцрутенами, плетьми, кольцами и наложение клейма.

Судебная реформа 1864 года дала мощный толчок развитию судоустройства и судопроизводства в России.

Военная и военно-судебная реформа в России

Переход России на капиталистический путь развития, поражение в Крымской войне, быстрый рост армий и вооружений главных капиталистических стран, требовала от России создания новой военной организации.

Крепостнические отношения в армии, устаревший принцип комплектования 25-летний срок службы, препятствовали этой реформе.

Военные реформы 60-70-х годов проходили под руководством военного министра Дмитрия Александровича Милютина. Его план состоял в том, чтобы максимально сократить численный состав войск в мирное время, обеспечить развертывание армии во время войны.

Манифестом от 1 января 1874 года была введена всеобщая воинская повинность и утвержден Устав о воинской повинности.

Статьи Манифеста говорили о том, что воинская повинность возлагается на все мужское население, без допущения денежного выкупа или замены охотниками. Срок службы устанавливался 6 лет, на флоте - 7 лет.

Закон установил сокращенные сроки службы для лиц, имевших высшее и среднее образование, соответственно - 6 месяцев, 1,5 года; с неполным средним - 3 года, с начальным - 4 года. Устав изменил организацию российских войск, разделив их на постоянные и государственное ополчение. Призыву подлежали лица достигшие 21 года, вытянувшие жребий на действительную службу. Лица, не вытянувшие жребий, зачислялись в ополчение. От призыва освобождались нерусское население, священнослужители, представители науки и искусства.

В период реформы командные посты в армии были привилегией дворян.

Территория России была поделена на 15 военных округов. Деятельность военно-окружных управлений регулировалась Положением от 7 августа 1864 года о военно-окружных управлениях. На командующего войсками было возложено наблюдение, чтобы законы и постановления, высочайшие повеления исполнялись по прямому и точному смыслу.

Подготовка офицерских кадров осуществлялась в военных училищах (срок обучения 3 года). Высший офицерский состав готовился в академиях. Существовало 4 академии: Николаевская, Артиллерийская, Инженерная, Медико-хирургическая. В 1867 году создается Военно-юридическая академия для подготовки офицеров-юристов. В академию принимались штаб-офицеры и обер-офицеры. Срок обучения - 3 года.

Существовало также военно-юридическое училище, которое затем было упразднено ввиду нецелесообразности.

Военно-судебная реформа. В 1867 году была проведена военно-судебная реформа.

До второй половины Х1Х века судебные функции в армии исполняло командование. В соответствии с Военно-судебным уставом от 15 мая 1867 года в армии были созданы постоянные коллегиальные суды. Власть судебная принадлежала: полковым судам, военно-окружному суду Главному военному суду с двумя его отделениями в качестве верховного кассационного органа. Производство следственных действий - на военных следователей, производство прокурорского надзора - на Главного военного прокурора, его товарищей и помощников.

Полковые суды учреждались при каждом полку и состояли из штаб-офицера, как председателя, двух обер-офицеров, как членов суда. Председателя назначали на 1 год, а члены на 6 месяцев, из лиц находившихся на службе не менее 2 лет. О составе суда доносили командиру дивизии, который мог предписать заменить состав суда другим составом. Председатель суда и его члены суда продолжали исполнять свои обязанности по службе. Полковым судам принадлежали дела о нижних чинах в случае совершения ими проступков и незначительных преступлений. Дела возникали по усмотрению командира, по жалобам частных лиц, сообщениям мировых судей, полиции и начинались только по распоряжению командира полка. Если преступление было очевидным, то командир направлял дело в суд без следствия. Приговор полкового суда утверждался командиром полка, который мог его изменить в пределах своих прав. Если командир был не согласен с приговором суда он его направлял в военно-окружной суд, который учреждался в каждом округе Постоянные члены суда - председатель и военные судьи назначался военным министром, а временные 2-4 штаб-обер-офицеров - командующим войсками округа. В случае суда над генералом председатель суда назначался с разрешения императора (один из членов Главного военного суда), а членами - два штаб-офицера по распоряжению командующего округом, два штаб-офицера - временных членов суда. Временными членами суда могли быть офицеры, прослужившие в войсках не менее 8 лет.

Военно-окружной суд рассматривал дела о генералах и офицерах, а также о низших чинах, если им грозило наказание с лишением прав и имущества. В судебном заседании участвовали не менее одного постоянного и 6 временных судей.

Главный военный суд являлся высшей кассационной инстанцией. В качестве суда первой инстанции он рассматривал дела о преступлениях совершенных генералами. Председатели и члены суда назначались императором только из генералов. При главном военном суде был главный военный прокурор, подчинявшийся военному министру. В военное время при полевом штабе армии учреждался полевой главный военный суд, при отдельных корпусах - временные полевые суды. 15 мая 1867 года был принят и Военно-морской судебный устав, регламентировавший организацию и деятельность военно-морских судов. Морскими судами были экипажные суды (при каждом флотском и полковом экипаже), военно-морские суды (в каждом порте); главный военно-морской суд как главная верховная кассационная инстанция.

Для осуществления прокурорского надзора при военно-морских судебных местах учреждались: главный военно-морской прокурор и его товарищи, военно-морские прокуроры и их помощники.

Военно-судебная реформа вводила буржуазные принципы судопроизводства, однако, в полковых судах эти принципы были ограничены (обвиняемый не мог иметь защитника; командир участвовал в производстве дознания и следствия); предварительное следствие осуществлялось только по делам, подлежащим рассмотрению в военно-окружных судах.

Во II половине в России был осуществлен ряд реформ, которые по содержанию позволяют говорить об их буржуазном характере. Важнейшими из них явились: крестьянская реформа, судебная, военная и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: