Материал для практических занятий

Задание 1. Укажите, слова каких частей речи использованы в предложениях.

Образец: Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, сейчас не было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Категория состояния Предлог Союз Частица Междометие  
Пыль глаза блеска молний ослепи-тельных оба эту ничего залепляв-шую (причастие) было сейчас видно сквозь но не увы  

 

1. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним. 2. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. 3. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда взять не мог. 4. Разорвано железное кольцо, и он опять, уже с новым оружием, возвращался в строй к жизни.

Задание 2. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие формы обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum.

Он поскорее провел Корсакова сквозь эту пеструю челядь. Петр сел подле хозяина и спросил себе щей. Луч солнца ярко озарял знамена, шарфы, перья, ризы, гербы и ленты, и девизы, лазурь и пурпур, и металл. Утомленная муками родов, Вера Петровна не ответила. О, крепче всех цепей эти слабые нежные руки – цепи любви. Над желтизной правительственных зданий кружилась долго мутная метель, и правовед опять садится в сани, широким жестом запахнув шинель. Я на прогулке похороны встретил близ протестантской кирки, в воскресенье.

Задание 3. Определите род несклоняемых существительных, добавив к ним прилагательные.

Ваш.. кофе, вкусн.. салями, горяч.. какао, … Капри, … пюре, … такси, … Хуан-Хэ, … Дели, … шоссе, … мисс, … интервью, …жюри, импресарио, … кпд, … БСЭ, … гороно, … ЧП.

Задание 4. Сделайте морфологический разбор указанных глаголов.

Книга прочитана, а ты как будто живешь в окружении ее героев, радуешься и печалишься вместе с ними. Любите книгу, овладевайте знаниями, читайте много и упорно.

Задание 5. Подберите определения, правильно согласуйте с ними приведенные ниже слова.

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, толь, кафе, молодежь, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, кино, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди.

Задание 6. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы Р.п. ед. числа.

Килограмм сыр... Купить сыр... Продажа сыр... Съесть сырк... Кусок ярославского сыр... Сделать из воск... Кусок воск... Хочешь сок... Стакан сок... Выпить стакан яблочного сок... Много снег... Таяние снег... 2. Поднять с пол... Уйти из дом... Выйти из лес... Задохнуться от дым... Умереть с голод... 3. Ну и народ.. на площади! 4. Сколько снег.. намело! 5. Квас.. мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас... 7. Наделать шум... 8. Сбиться с панталык... 9. Не давать проход... 10. Девушки покатились со смех... 11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар.. и черными сухарями. 12. Здесь нет лес..: кругом одна степь.

Задание 7. Образуйте формы 1-ого и 3-его лица ед. числа настоящего (будущего) времени от приведенных ниже глаголов. Дайте нормативно-стилистическую оценку встречающихся в речи вариантов. Отметьте глаголы, не употребляющиеся в форме 1-го лица ед. числа, и укажите причины ее отсутствия.

Бороздить, бриться, брызгать, ваксить, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мурлыкать, мяукать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, пылесосить, рыскать, сыпать, трусить, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте свой выбор.

1. В чем меня запод..зриваете? 2. Профессор в своей статье осп..ривал мнение двух исследователей и убедительно доказывал свою точку зрения. 3. Несколько человек из семьи Дюпонов, стоящих во главе концерна, решают судьбу людей, которые их на это не уполном..чивали. 4. В конце рабочего дня Никифоров обычно звонил Кате, и они усл..вливались о встрече. 5. Права участвовать в конкурсе удост..ивались лучшие воспитанники детского дома. 6. Результаты своих впечатлений о поездке он начал подыт..живать уже в поезде. 7. Мать всегда старалась приур..чивать свой отпуск к школьным каникулам. 8. В Пушкине сосредот..чиваются лучшие стороны великой нации. 9. Нарушение предметной точности в художественной речи обусл..вливается тем, что художественное произведение не является зеркальным отражением реально происходящих событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: