Сенат продолжал сохранять положение высшею судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции.
Накануне реформ был учрежден высший государственный орган - Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного Совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император.
Министерства
Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов.
Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и др.
Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы: присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричных инспекций и проч. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника.
Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора. В 1881 г. Министерству Юстиции было поручено разработать новое Уголовное уложение.
3
Предпосылки
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставит перед собой следующие задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью.
Подготовка реформы
Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства ПА Столыпина. Ее про ведение совпало с началом революции.
5 апреля 1905 г. принимается Указ «O даровании населению облегчений по уплате долгов». На его основе было проведено освобождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г., и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.
В ноябре 1905 г. опубликован манифест «Об улучшении благочиния и облегчении положения крестьянского населения», уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50 %, а с января 1907 г. Вовсе их отменивший. В сентябре 1906 г. Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков начинается переселенческая политика правительства. В переселенческий Фонд включались свободные земли, «оброчные статьи», земельные излишки, оставшиеся у Кабинета после поселения старожилов.
В октябре 1906 г. принимается Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий». Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением «инородцев»).
Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу.
Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплательщиков на заработки.
Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограничивалась (отменялось привлечение к общественным работам).
Расширялись имущественные права крестьян: отменялись порядок семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.
Реформа Столыпина
«Столыпинский» Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободный порядок выхода из общины в любое время, и закреплялись наделы в собственность. За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента Последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выселявшихся крестьян.
Заявление о выделе через старосту доводилось до, сельского общества, которое Простым большинством голосов в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок в противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации.
Аграрные указы были закреплены в законах, принятых III Думой.
Литература
1. Краснов Ю.К. История государства и права России. М., 2002.
2. История государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др., под ред. Ю.П. Титова. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 544 с.
3. Марченко И.Н. Государство и право России М., «Проспект», 2006. – 560 с.
4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф З.М. Чернеловского. – М: Фирма Гардарика, 2006. 413 с.