Временные оси в тексте

Время в рассказе выявляется при помощи грамматических маркеров. В основном в тексте используются глаголы настоящего времени, из этого видно, что цель автора – описать происходящее здесь и сейчас. Мы не знаем того, что происходило ранее, пожалуй, кроме того факта, что перед тем как заснуть, наша барышня читала книгу. Время здесь одномерное, то есть все события последовательны, непрерывное – движется как в реальном мире,бесконечное, однако незаполненное действиями персонажей, из-за чего возникает ощущение застывшего, неподвижного времени и пространства. Время для персонажей, как и для читателя, тянется слишком медленно. В рассказе присутствуютмаркеры пространственных отношений («на кушетке», «у ног», «к ручке»), которые имеют непосредственное отношение к реальности, придают динамику происходящему.

В рассказе описывается только одна ситуация и мы понимаем, что перед нами определённый отрезок времени. С одной стороны, временные маркеры определяют временную последовательность ситуации и формируют сюжетное время текста,а с другой – участвуют в создании художественного пространства. Также автор использует временной маркер для подчеркивания некой комичности образа героини, когда он описывает её слова, заставляющие князя сконфузиться и затем на цыпочках стушеваться: «Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»

Следовательно, главная задача автора в рассказе – это описать события, происходящие здесь и сейчас, что подтверждается временными грамматическими маркерами.

 

Номинации в тексте

Рассказ начинается с описания мирно дремлющей девушки, «барышни лет восемнадцати» - простая нарицательная номинация, указывающая на пол и возраст героини, которую князь сравнивает со спящей красавицей. Она описывается автором как ленивая особа, проводящая свою жизнь в праздности, у неё нет забот, поэтому она волне может позволить себя читать книги после обеда. Показательно, что своего второго персонажа, князя, А.П. Чехов называет по разному: «старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков» - нарицательная составная номинация, указывающая на авторскую модальность (глубоко ироничное отношение автора к герою) и характеризующая его как сластолюбца преклонных лет, возвышенно«старец» - это простая номинация, здесь идёт указание на возраст, и собственно «князь» - что указывает на социальный статус персонажа. Никакого имени-отчества, никакого особого уважения.

Таким образом, разнообразные номинации способствуют раскрытию характера героев, особого отношения к ним автора.

Авторская речь

Как таковой авторской речи в рассказе нет, зато присутствует номинативно-изобразительная. В ней задействована лексико-семантическая группа слов, которая описывает внешность, действия, состояние персонажей. В данном случае номинативно-изобразительная речь используется для описания происходящего в данный момент, что также подтверждают и маркеры временного пространства. В рассказе нет ярко выраженного мнения автора, для себя писатель отвел только роль наблюдателя, подсматривающего за происходящим, однакоописывая внешность своего героя («старичок из породы гоголевских мышиных жеребчиков»), автор прибегает к иронии, благодаря чему у читателя сразу складывается определённое мнение об этом персонаже.

Отдельно следует сказать и о заглавии рассказа. Автор назвал рассказ «Козёл или негодяй?», подчёркивая тем самым комичность описанной ситуации.

Таким образом, в тексте нет ярко выраженного мнения автора, присутствует только ирония в описании героев и в самом названии рассказа, при этом автор, как и во многих своих других произведениях, не стремится демонстрировать свою точку зрения в данном тексте.

Речь героев

Рассказ состоит из красочного, подробного описания происходящего и диалога персонажей, который занимает примерно половину этого короткого рассказаи, следовательно, играет довольно значительную роль. С помощью речи князя мы сразу можем сказать, что этот герой в молодости был этаким лихим дон-жуаном. «Увидев спящую девушку, он ухмыляется и подходит к ней на цыпочках», - пишет автор и мы сразу рисуем себе картину, как почтенный в летах старец, видя красивую девушку, сладострастно ухмыляется, а затем, сгорбившись, крадётся к ней на цыпочках, чтобы не дай Бог не разбудить предмет своего вожделения.

«- Какая... прелесть! - шепчет он, шамкая губами» (наш герой от старости уже растерял все зубы),«Спящая... хе-хе... красавица... Как жаль, что я не художник! Эта головка... эта ручка!»

В этих пошлых рассуждениях героя читаются низкие, грязные мысли по отношению к «спящей красавице». Замечательна в своём роде и речь барышни. «Pardon», - говорит она, мешая русскую речь с французским, потому что так принято у благовоспитанных девиц, по-нашему сказали бы модно. А затем, вместо нежных девичьих слов, мы слышим из её уст достаточно хлёсткую фразу: «Вечно мне снятся то козлы, то негодяи!»

Есть все основания предполагать, что это сделано автором для юмористической нотки, поскольку на метком наблюдении героини строится само заглавие данного рассказа. Всё это подчёркивает ироничность происходящего.

Таким образом, благодаря этому диалогу, А.П.Чехов показывает нам отношение персонажей друг к другу, их взаимоотношения, мысли и характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: