Муниципально-правовые отношения

Муниципально-правовые отношения можно определить как общественные отношения, которые возникают, изменяются, или прекращаются в результате деятельности или поведения субъектов муниципального права в процессе признания, становления, организации и функционирования муниципальной власти, а также реализации и защиты, муниципальных прав личности. Они связаны в первую очередь и в первую очередь с решением вопросов местного значения, порождают права и обязанности участников этих отношений в сфере местного самоуправления, частично имеют публично- властный характер и регулируются комплексом норм права публично- частного характера.

Муниципально-правовые отношения имеют в подавляющем большинстве общие черты с другими правоотношениями и в первую очередь с конституционно-правовыми, административно-правовыми,финансово-правовыми, поскольку муниципальное право является комплексной отраслью публичного права и институтом конституционного права.

Вместе с тем муниципально-правовые отношения имеют ряд особенностей, в частности относительно территориальной сферы этих отношений, относительно их субъектов и объектов, значительный круг которых не характерен для других правоотношений, а также относительно прав и обязанностей субъектов этих отношений и их форм.

В частности, муниципально-правовые отношения являются отношениями власти (публичной политической власти), как и отношения относительно организации и деятельности органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), но субъекты этих отношений, прежде всего территориальные общины (сел, поселков, городов), имеют признанные государством естественные права, в отличие от органов государственной власти, которые имеют предоставленные им народом и государством полномочий. Муниципально-правовым отношениям присущий локальный (местный) характер. Соответственно права и обязанности субъектов этих отношений ограничиваются, обычно, определенными административно-территориальными единицами.

Основными элементами муниципально-правовых отношений, как и других правоотношения, являются в первую очередь субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности субъектов этих отношений.

Основные субъекты муниципально-правовых отношений: Украинский народ. Украинское государство; органы государственной власти; политические партии и общественные организации, их объединение и ячейки; граждане Украины; территориальные общины, жители соответствующих административно-территориальных единиц; представительские органы местного самоуправления (местные советы), исполнительные органы местных советов; сельские, поселковые, городские председатели, органы самоорганизации населения, депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации; ассоциации и другие объединения органов местного самоуправления; юридические лица.

Основные объекты муниципально-правовых отношений: власть народа; государственная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; власть территориальных общин; вопрос местного значения; функции (направления и виды деятельности) субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и собрания, местные ссуды; естественные блага, естественные объекты, природные ресурсы, объекты природно-заповедного фонда, земля; духовные блага (образование, наука, культура, информация, достопримечательности истории, культуры, архитектуры, градостроения); социальные блага (объекты жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи, здравоохранения, физкультуры и спорта и тому подобное); программы экономического и социально-культурного развития сел, поселков, и целевые программы по другим вопросам самоуправления; планы предприятий и организаций; административно-территориальное устройство и тому подобное.

Муниципально-правовые отношения являются многогранными по своему содержанию и формам, условиями функционирования и развития и другими признаками.

Соответственно их можно классифицировать по институтам и нормам муниципального права, по субъектам и объектам муниципально-правовых отношений, по полномочиям (правами и обязанностями), по пространству и порою, по организационным и правовым формам и тому подобное.

Приоритетным видом муниципально-правовых отношений являются отношения непосредственного народовластия, основными формами которых считаются местные референдумы, местные выборы, местные инициативы и тому подобное.

Главную часть муниципально-правовых отношений складывает, конечно, деятельность представительских органов местного самоуправления - сельских, городских, районных и областных советов, исполнительных органов сельских, городских советов и сельских, поселковых и городских председателей.

Муниципально-правовые отношения могут разделяться также по своему содержанию на материальные и процессуальные, по форме - на организационные и правовые; по времени - на краткосрочные и долгосрочные; по пространству - на местные и региональные; по правовой природе - на правомерных и противоправных.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений, как и других правоотношений, являются юридические факты, которые разделяются на действия и события.

Поскольку муниципально-правовые отношения - это в первую очередь и главным образом публичные, властные отношения, которые основываются на естественном праве жителей сел, поселков, городов самостоятельно решать вопрос местного значения, основными юридическими фактами, которые предопределяют их (муниципально-правовые отношения) возникновение, изменение и прекращение, являются действиями, в частности принятие актов субъектами системы местного самоуправления.

 

 

Выводы по лекции

1. Муниципальное право является отраслью публичного права, нормы которой регулируют в первую очередь и главным образом общественные отношения, которые возникают в процессе признания, становления организации и осуществления муниципальной власти, а также реализации и защите муниципальных прав личности и выражают личные и частные, социально-экономические и политические ценности муниципальной демократии и прав человека.

2. Наиболее актуальным заданием современной муниципально-правовой науки есть поиск основной характеристики предмета регуляции муниципального права, то есть того обобщенного критерия, который дает возможность отнести общественное отношение к числу муниципально-правовых отношений. Как таковая характеристика должна выступать уклад публичной власти на муниципальном уровне, то есть предмет муниципального права является достаточно специфическим - его представляют общественные отношения, которые возникают не в отдельной сфере жизнедеятельности человека и гражданина, территориальных общин или общества, а в разных сферах, - политической, экономической, социальной, культурной и тому подобное. Интегрирующим моментом является то, что все эти отношения связанные с процессами институализации и функционирования муниципальной власти, а также реализацией и защите муниципальных прав личности. Это подтверждает, что за своим предметом муниципальное право - безусловно, публичное, хотя это не исключает наличие в его структуре и частноправовых норм и институтов.

Муниципальному праву, как и другим отраслям права, свойственные разные методы. В данном случае это императивный, диспозитивный, рекомендательный и декларативный метод. Распространенная мысль, согласно которой доминирующим способом муниципально-правовой регуляции общественных отношений в отрасли местного самоуправления есть императивная (односторонне властное) регуляция, поскольку нормы муниципального права регулируют в первую очередь отношения власти и народовластия, которые опосредствует собой местное самоуправление. В то же время в муниципальных отношениях получили распространение другие методы: диспозитивный, заимствованный у отраслей частного права (например, при заключении договоров субъектов местного самоуправления как юридических лиц с другими юридическими лицами, а также с органами государственной власти), методы рекомендаций (советов) и деклараций (провозглашение принципов и тому подобное), какие характерные, в частности, для международно-правовых актов (хартий, деклараций и др.) и уставов (хартий) территориальных общин.

4. Приоритетным источником муниципального права Украины является Конституция Украины, выданные на ее основе законы, подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти, международно-правовые акты в отрасли местного самоуправления, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Вместе с этим, невзирая на определенные позитивные моменты в процессе становления правовых основ местного самоуправления, сегодня большого внимания требует совершенствование существующей системы источников муниципального права, в частности разработка новой законодательной базы и принятия таких законодательных актов, которые по существу устанавливают или определяют статус местного самоуправления.

В современных условиях необходимо принять новые редакции законов Украины "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях", а также подготовить закон "Об административно-территориальном устройстве". Возможным путем в направлении системного урегулирования данной сферы общественных отношений может стать Муниципальный кодекс Украины как единственный, внутренне связанный документ, который будет, включают в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и другие правила, предопределенные динамикой муниципальной жизни.

5. Система муниципального права имеет объективную основу и предопределяется сущностью, содержанием и логикой конституционной регламентации местного самоуправления, содержанием и структурой законодательства Украины в отрасли местного самоуправления, характером международной регламентации демократии, а также потребностями практики развития местного самоуправления.

Решающее значение для становления системы муниципального права Украины имели принятие действующей Конституции Украины и на ее основе закона Украины "О местном самоуправлении в Украине".

6. Первичным элементом системы муниципального права являются муниципальные нормы. Это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются народом, государством, органами государственной власти, территориальными общинами, органами или должностными лицами системы местного самоуправления и другими субъектами местного самоуправления.

Кардинальные изменения в понимании предмета конституционно-правового регулирования, а также формирование современного муниципального права повлекло постепенный отход в юридической науке от традиционного понимания нормы права.

Нормы муниципального права - это не только правила поведения, установленные или санкционированные государством в лице ее органов, а в первую очередь и в первую очередь, территориальными общинами, органами или должностными лицами местного самоуправления и другими субъектами местного самоуправления.

7. Следствием действия муниципально-правовых норм их влияния на общественные отношения являются муниципально-правовые отношения. Они возникают в результате реализации соответствующих правовых норм.

Муниципально-правовые отношения занимают центральное место в механизме муниципально-правовой регуляции общественных отношений. Через муниципально-правововые отношения абстрактные предписания муниципального права и муниципального законодательства приобретают конкретное социальное наполнение и реализуются в поведении субъектов местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения - это юридическая связь между участниками общественных отношений, характер и пределы которого определены нормами муниципального права, они являются волевыми отношениями, зависят от воли и сознания людей, а также обеспечиваются и охраняются государством. Исходя из этого, значения муниципально-правовых отношений как главного средства, которое обеспечивает функционирование норм муниципального права, является общим. Реализация муниципально-правовых норм и муниципального законодательства является невозможной вне правоотношениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: