Функциональные системы речи

В структуру речевой функциональной системы входят:

1) психолингвистические структурные речевые системы;

2) анатомо-физиологические структуры речи;

3) психологические

Психолингвистика рассматривает речь с точки зрения импресивной и экспрессивной речи.

Импрессивная – понимание речи.

В свою очередь вербальная речь представляет собой систему языка: фонетическую, лексическую, морфологическую (словообразование и словоизменение) и синтаксическую (связь слов в предложении). Невербальная речь: пантомима (мимика, жесты, просодика (интонация, темп, тембр, звуковые жесты).

Анатомо-физиологическое строение: центральный и периферический.

Развитие речи в онтогенезе.

Развитие речи в онтогенезе с точки зрения психологии, психолингвистики речевого аппарата.

С позиции психолингвистики выделяются периоды:

- до языковой (8-6 месяцев);

- от 1-2-х лет – период усвоения слов и фраз;

- от 2-х-3-х лет – усвоение грамматики языка;

- 3 года – словоизменение, словотворчество;

- 3-5 лет – фразовая речь;

- 5-7 лет – усвоение норм языка и овладение связным высказыванием

Психолингвистика тесно связана с развитием общения и ведущей деятельностью.

По классификации Лесиной М.Е. выделяются следующие виды общения:

Ситуативно-личностная фаза общения

(ребёнок от взрослого ждёт доброжелательности, внимания, поведение ребёнка направлено на удовлетворение личностных потребностей, отмечаются признаки дизонтогенеза (позднее появление гуления, однообразное гуление или лепет, бедное интонирование, лепет заменяет жестами);

2) ситуативно-деловая фаза общения – развивается при предметно-манипулятивной деятельности, начинает развиваться невербальное мышление, ребёнок подражает взрослому и развивается экспрессивная речь;

3) вне ситуативное деловое общение – формируется игровая деятельность, активно развивается познавательная деятельность;

4) вне ситуативное личностное общение – ребёнок интересуется, ребёнок интересуется взаимоотношением ко взрослому, у сверстникам, к их особенностям высказывания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: