Слайд. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

 

Следующий этап нашей работы включал систему разнообразных форм образовательной деятельности с детьми. Вы их видите на слайде. (схема).

 

На основном этапе самым трудоемким по содержанию - был этап осуществления намеченных планов.

На начальном этапе моей работы был подобран:

Фольклорный материал в соответствии возраста детей;

Подготовлена и проведена консультация для родителей «Пестовать – значит нянчить»

Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;

Оформлен стенд для родителей

Использование иллюстраций из фольклорных произведений;

Провела родительское собрание «Помогает ли вам фольклор воспитывать малыша?» (Приложение №).

Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку проговариваем:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки -малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Митенька, дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

 

7 слайд. Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении.

Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.

Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

 

Гипотеза, что формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников проходит успешно, если используется устное народное творчество подтвердилась.

 

8 слайд. Методы и приёмы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Методы:

1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур

2. Пример взрослого

3. Приучение, упражнение

4. Создание воспитывающих ситуаций

5. Моделирование

6. Поощрение, которое помогает ребёнку утвердится, проверить свои силы (особенно в освоении новых навыков)

Приёмы: малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, пестушки, заклички, кричалки.

Используя малые формы фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.

9 слайд. На начальном этапе моей работы был подобран:

1.​ Фольклорный материал в соответствии возраста детей;

2.​ Изготовлена папка – передвижка «Песенки – пестушки в жизни детей»;

3.​ Использование иллюстраций из фольклорных произведений;

4.​ Изучение программных ресурсов.

Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Удачно использованная потешка помогает мне во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку проговариваем:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки -малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Процесс пробуждения детей я сопровождаю чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Митенька, дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

Слайд.

Работа по формированию у дошкольников культурно-гигенических навыков более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

Мероприятия по сотрудничеству с родителями представлены на слайде.

Взаимодействие с родителями по вопросам сформированности культурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором тоже подтверждается положительными показателями. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Мне была необходима тесная связь с родителями.

Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» и консультации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Роль в фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста», «Гигиена может быть веселой!».

Для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.

- Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».

- Родительское собрание «Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора», «Режим дня, его значение в здоровье ребенка» - круглый стол.

- Выпуск буклета для родителей «Потешки – в воспитании культурно- гигиенических навыков у дошкольников»

- Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе

- Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Как использовать русское народное творчество дома»

- Оформила консультации для родителей «Здоровье всему голова», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Баю-баюшки-баю», «Одежда и обувь для группы», «Когда я ем, я глух и нем», «Игры с детьми на отдыхе в летний период»

- Провожу совместные развлечения родителей с детьми

- Индивидуальные беседы с родителями: «Питание ребенка летом», «Режим дня и последствия его нарушения», «Формирование навыков кормления и одевания», «От чего болят зубы», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

- Семинар-практикум «Чистота и здоровье. Когда надо мыть руки?», «Как мы моем ладошки и отжимаем руки»

 

Слайд.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях воспитателей и родителей. В беседе с родителями я подчеркиваю обязательность соблюдения такого же режим и дома, указываю на необходимость закрепления дома гигиенических навыков и привычек, которые ребенок приобретает в детском саду.

Просвещение родителей идёт параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Это поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

С родителями я провожу беседы, в которых использую конкретные примеры из жизни в детском саду.

Я провожу индивидуальные беседы с каждым родителем, избегая публичных обсуждений ошибок, допускаемых родителями в воспитании детей, так как это может вызвать негативную реакцию и прервет контакт, что существенно вредит делу.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья выносятся на родительские собрания.

Например: Тема родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора».

Цель: Формирование у детей и родителей культурно-гигиенических навыков средствами фольклора.

Участники собрания: воспитатели, родители, медсестра.

Здесь мне важно заинтересовать родителей, привлечь их принять активное участие в обсуждении этого вопроса, обменяться опытом семейного воспитания.

Я провожу «блиц-опрос родителей» по культурно-гигиеническим навыкам, анкетирование, рекомендации «Полезные советы для родителей».

В раздевалке оформлен «Уголок для родителей», где помещаю тематические бюллетени, плакаты, стенды с иллюстрациями основных моментов жизни ребенка в саду и дома: игры, зарядка, закаливание, труд. Здесь помещаю советы педагога, врача, рекомендации по гигиеническому воспитанию детей. Подготовила фотовитрину: «Дома» и «В детском саду». Фотографии, иллюстрации рассказывают о гигиеническом поведении ребенка дома и в детском саду.

Я организовала выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, предоставив родителям, возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития. В работе с родителями я рекомендовала средства массовой информации и пропаганды кино, телевидение, радиовещание, печать.

Для закрепления навыков гигиенической культуры предложила родителям приобрести дидактический материал, настольно-печатные игры, художественную литературу (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М.Яснов «Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).

Предложила родителям использовать в играх с детьми потешки, загадки, песенки, пословицы.

Использование потешек, прибауток создает у детей хорошее настроение и формирует культурно-гигиенические навыки. Большую роль играет оценка, т.е. суждение взрослого о поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой, одобрение, поощрением, похвалой.

Обязанность родителей – постоянно закреплять культурно-гигиенические навыки, полученные ребенком в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: