Для того, чтобы проводить исследование, нужно сформулировать исследовательскую проблему, определив, какое новое знание нужно получить, чтобы на его основе решать практическую проблему (см. рисунок 16). Этот переход от практической проблемы к исследовательской проблеме очень важен, но его нередко пропускают.
|
Рис. 16. Переход от практической проблемы к исследовательской
Если, например, практическая проблема состоит в том, что у значительной части выпускников школы не происходит профессионального самоопределения, то возникает вопрос: какие условия и как нужно создавать, чтобы оно происходило.
При формулировании проблемы полезно определить объект и предмет исследования.
Объект исследования — это та часть педагогической системы школы, в которой находится то, что будет исследоваться. Объектами исследования могут быть учебно-воспитательная деятельность на какой-то ступени школы, педагогический коллектив, санитарно-гигиенические условия в школе, система контроля и оценивания результатов образования и т.п.
|
|
Предмет исследования — это сторона, аспект объекта исследования, который подлежит изучению. Если объект исследования – это образовательная деятельность на начальной ступени школы, то предметами изучения могут быть условия, способствующие формированию позитивного отношения к учению, условия эффективности системы контроля и оценки результатов образования, влияние режима дня на утомляемость и здоровье детей, влияние формы организации групповой работы учащихся на эффективность решения учебных задач и др. Предмет исследования зависит от исследовательской проблемы.
В приведенном примере предмет не является стороной, аспектом объекта. Объект – школьники, нуждающиеся в дополнительном внимании, предмет – система работы педагогов. Кроме того, и объект (в большой степени) и предмет (в меньшей степени) не соответствуют теме исследования, поскольку организация учебно-воспитательного процесса предполагает не только деятельность педагогов, но и определенные формы деятельности учащихся и их взаимодействие с педагогами.