Его объекта и предмета

 

Для того, чтобы проводить исследование, нужно сформулировать исследовательскую проблему, определив, какое новое знание нужно получить, чтобы на его основе решать практическую проблему (см. рисунок 16). Этот переход от практической проблемы к исследовательской проблеме очень важен, но его нередко пропускают.

       
 
Практическая проблема: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но неизвестно, как это можно сделать.
 

 

 


Рис. 16. Переход от практической проблемы к исследовательской

 

Если, например, практическая проблема состоит в том, что у значительной части выпускников школы не происходит профессионального самоопределения, то возникает вопрос: какие условия и как нужно создавать, чтобы оно происходило.

При формулировании проблемы полезно определить объект и предмет исследования.

Объект исследования — это та часть педагогической системы школы, в которой находится то, что будет исследоваться. Объектами исследования могут быть учебно-воспитательная деятельность на какой-то ступени школы, педагогический коллектив, санитарно-гигиенические условия в школе, система контроля и оценивания результатов образования и т.п.

Предмет исследования — это сторона, аспект объекта исследования, который подлежит изучению. Если объект исследования – это образовательная деятельность на начальной ступени школы, то предметами изучения могут быть условия, способствующие формированию позитивного отношения к учению, условия эффективности системы контроля и оценки результатов образования, влияние режима дня на утомляемость и здоровье детей, влияние формы организации групповой работы учащихся на эффективность решения учебных задач и др. Предмет исследования зависит от исследовательской проблемы.

 
 


В приведенном примере предмет не является стороной, аспектом объекта. Объект – школьники, нуждающиеся в дополнительном внимании, предмет – система работы педагогов. Кроме того, и объект (в большой степени) и предмет (в меньшей степени) не соответствуют теме исследования, поскольку организация учебно-воспитательного процесса предполагает не только деятельность педагогов, но и определенные формы деятельности учащихся и их взаимодействие с педагогами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: