О взаимоотношениях социальной философии и философии истории

Как уже отмечалось, социальная философия является одним из основных разделов философии. В центре внимания социальной философии находятся общество, человек как субъект социокультурной деятельности, основные характеристики исторического процесса. Социальная философия, будучи фундаментальной составляющей философии, разумеется, не сводится только к «позитивным» (эмпирически полученным и теоретически оформленным) знаниям об обществе. Как и любой другой из основных разделов философии, она включает в свой состав ценностно-смысловую составляющую. И, следовательно, пытается ответить на вопросы о смысле истории, о предпочтительных («должных») формах общественного устройства, о динамике соотношения добра и зла в историческом процессе.

Такому пониманию социальной философии противостоит ее трактовка в качестве преимущественно общенаучного знания о социальной реальности. В этой трактовке социальная философия должна заниматься исследованием общества и истории в «аспекте сущего». Ценностные предпочтения исследователей, их представления о справедливом («должном») общественном устройстве и т.п. должны в таком случае остаться за пределами социальной философии.

Соответственно, существуют различные варианты понимания характера взаимоотношений социальной философии и философии истории.

Так, например, существует точка зрения, согласно которой социальная философия и философия истории выступают различными этапами философского постижения общественной жизни. А именно: социальная философия является своего рода современным (преимущественно научным) «замещением» классической философии истории. Классическая философия истории, с такой точки зрения, была преимущественно умозрительной, спекулятивной, ценностно-оценочной. Она пыталась в рамках различных мировоззренческих представлений строить рационалистические схемы исторического процесса, недостаточно учитывая эмпирический материал, накопленный историческими и другими социогуманитарными дисциплинами. Тем более, что «золотой век» философии истории пришелся на период, когда эти (исторические и другие социогуманитарные) науки еще только формировались. Сформировавшись и достигнув значительных успехов, эти науки, с рассматриваемой точки зрения, в середине ХIХ-го века отказали в доверии философии истории как спекулятивному и метафизическому построению (см.: Кемеров В.Е. Социальная философия // Современный философский словарь. Лондон. 1998, с. 840-841). Дальнейшее развитие исторических и социогуманитарных наук, а также сама практика современной социальной жизни показали необходимость философского осмысления общественной жизни и вызвали к жизни социальную философию. Главными функциями социальной философии как философского осмысления социальной жизни являются здесь мировоззренческая и методологическая функции.

Другой подход к проблеме взаимоотношений социальной философии и философии истории рассматривает их взаимоотношения через призму категорий «целое» и «часть». В таком случае социальная философия (целое) включает в себя философию истории в качестве фундаментальной своей части. В качестве другой фундаментальной части социальной философии, с такой точки зрения, выступает «социальная онтология». Социальная онтология, можно сказать, рассматривает общество «в статике»: его структуру, взаимосвязи различных его подсистем, различные сферы общественной жизни и т.д. Философия истории, соответственно, рассматривает общество «в динамике»: тенденции его развития, основные этапы истории, направленность исторического процесса и т.д. Сторонники такого подхода пишут о мировоззренческой, критико-преобразующей, методологической и просветительской функциях социальной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: