Психодиагностические задачи

Классификация психодиагностических процедур

Существует несколько классификаций психодиагностических методик.

Первая классификация. Диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ (тесты интеллекта, тесты специальных способностей), либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует (личностные опросники).

Вторая классификация. Вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые опосредованы речевой активностью, вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности.

Третья классификация. Основание – характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно различают:

· объективные тесты (методики, в которых возможен правильный ответ);

· стандартизованные самоотчеты, которые включают: тесты-опросники (набор пунктов, относительно которых испытуемый выносит суждения);

· открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, и методики классификации; индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

· проективные техники;

· диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «теплый – холодный», «сильный – слабый»). Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы.

Индивидуально-ориентированные техники. Оценка параметров осуществляется на основе индивидуальных ответов конкретного испытуемого.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта.

Диалогические техники учитывают, что контакт с обследуемым достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы.

Четвертая классификация. В качестве основания классификации психодиагностических методик может выступать мера вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияний на результат психодиагностики.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов – многие опросники и шкальные техники. Диалогические диагностические техники характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики. Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между объективными и диалогическими методами.

Психодиагностические задачи

Следует различать задачи, которые можно обозначить как ситуация клиента и ситуация экспертизы.

В первой ситуации человек обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты.

Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен»,а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свою ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете.

Психодиагностические задачи можно различать с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные.

a. Постановка непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом.

b. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.

c. Данные используются самим психодиагностом для постановки. психологического диагноза, а последний служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия (психологическая консультация).

d. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.д.

Так, в ситуациях 1 и 2 методы должны давать «стратегическую» информацию о клиенте. В ситуации 3 информация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого психолога. В ситуации 4 главное требование к методам – легкость перевода получаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: