В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности социальных норм взаимодействуют друг с другом в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить c учетом:
а) источников формирования социальных норм;
б) их предметов регулирования;
в) характера (степени) внутренней организации;
г) форм существования (объективирования вовне);
д) способов регулятивного воздействия: механизмов (методов, средств) обеспечения реализации своих норм.
Политические нормы
В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя есть точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.
Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т.п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закрепляется в нормативном юридическом акте, она становится юридической нормой политического содержания. Так, конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.
|
|
Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм - отношения собственности.
Политические нормы регулируют деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.
Таким образом, можно сказать, что политические нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, сфере борьбы интересов больших социальных групп.
Следует отметить, что по содержанию (обусловленному спецификой предмета регулирования) кроме политических норм в литературе выделяют и другие виды социальных норм: нормы культуры - культуры поведения, в том числе в быту; эстетические нормы – требования моды, соответствующих манер, правила этикета и т. п.; игровые нормы – правила, регламентирующие действия людей в спортивных и иных играх; и т. д.
|
|
Обычаи
Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:
а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психологии);
б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование: они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;
в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;
г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;
д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
е) имеют, как правило, локальную, то есть ограниченную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;
ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;
з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования - системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также исторической длительностью этих процессов.
Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особенностями формирования и механизма действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и начинает действовать, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.
Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.
Примыкают к обычаям и обыкновения (деловые обыкновения). Деловые обыкновения - это обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами. Деловое обыкновение может стать источником права в случае его санкционирования государством.
К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название церемониала (правила церемонии).
Право и обычаи взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время простые обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.