В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов (рефератов), выполнение домашних заданий, участие в дискуссии, опросе, написание эссе, участие в деловой игре.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя участие в работе с кейсами на основе теоретических знаний, полученных на лекциях и при самоподготовке.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала
|
|
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике проектирования организаций;
3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
|
|
4) Выполнение итогового практического задания в форме задачи включающей в себя элементы разных заданий из тематики курса.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий, выполнение лабораторных работ.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Предпосылки организации проектного менеджмента на предприятии.
- Значение и роль планирования в деятельности организации
- Теоретические и методологические подходы к проектированию организации.
- Проектирование: теория и практика применения в России и зарубежом.
Тема 2. Сущность, современные подходы и определения организации.
1. Рассмотрение организации как целостной системы.
2. Различные модели организаций.
3. Необходимость изучения моделей и структур организации.
Тема 3. Необходимость планирования при определении типа организационной структуры.
- Основные тенденции современных подходов к планированию в организации.
- Различные структуры организации.
Тема 4. Планирование организационной диагностики.
- Основные этапы планирования организационной диагностики.
- Необходимость организационной диагностики.
- Роль эффективного диагностики организации.
Тема 5. Проблемы реализации проекта организационной структуры.
- Сущность и специфика изменений.
- Современные подходы к управлению изменениями.
Тема 6. Управление процессом проектирования.
1. Роль проектирования в организации.
2. Современные подходы к организационному проектированию.
Тема 7. Контроль и управление проектами.
1. Виды контроля.
2. необходимость и взаимосвязь контроля и управления проектами.
Тема 8. Оценка эффективности проекта.
1. Понятие эффективности и эффекта.
2. Роль и необходимость оценки эффективности проекта.
Тема 9. Управление проектной командой.
1. Роль формирования проектной команды.
2. Функции персонала в проектной команде.
3. Современные подходы к определению проектных команд.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
|
|
Тема 1. Предпосылки организации проектного менеджмента на предприятии.
- Организация проектной деятельности на предприятии, цели и задачи, этапы проектирования.
- Понятие и принципы оргпроектирования.
- Элементы проектирования организации.
- Требования к структуре организации.
Тема 2. Сущность, современные подходы и определения организации.
- Различные подходы и модели определения организации.
- Популяционно-экологическая модель организации.
- Модель зависимости от ресурсов.
- Институциональная модель организации.
- Модель рациональной случайности (ситуационная теория).
- Модель трансакционных издержек Оливера Вильямсона.
- Определение эффективности организации.
Тема 3. Необходимость планирования при определении типа организационной структуры.
- Основные типы организационных структур.
- Сетевые и виртуальные организации.
- Механистическая и органическая типы оргструктур.
Тема 4. Планирование организационной диагностики.
- Сущность, специфика, цель и порядок проведения организационной диагностики.
- Направления и методы организационной диагностики.
- Выявление и идентификация проблем и пути их решения.
Тема 5. Проблемы реализации проекта организационной структуры.
- Понятие и сущность изменений в организации.
- Методы управления организационным сопротивлением.
- Принципы управления изменениями.
- Оценка эффективности организационной структуры.
Тема 6. Управление процессом проектирования.
- Понятие, сущность, специфика проектирования организации.
- Формирование концепции проектирования.
- Проектный анализ.
Тема 7. Контроль и управление проектами.
- Определение жизненного цикла проекта.
- Методы управления проектами и их характеристика.
- Необходимость и виды контроля проектом.
- Основные требования к системе контроля.
- Принципы построения эффективной системы контроля.
- Процессы контроля.
Тема 8. Оценка эффективности проекта.
- Инициация проектов.
- Определение устава проекта.
- Процедура прединвестиционных исследований.
- Основные составляющие проектного анализа.
- Основные принципы оценки эффективности проекта.
- Экономический смысл показателя NPV.
|
|
Тема 9. Управление проектной командой.
Деловая игра. Тема: «Эффективное управление проектной командой».
Цель: Разработать проект и обосновать принципы деятельности проектной командой.
Сценарий: Группа делится на две (три) подгруппы, каждая из которых получает задание разработать проект, обосновать его актуальность и целесообразность, определить функционал проектной команды, ответственных лиц, их должностные обязанности, взаимосвязи и взаимодействия внутри команды. По итогам проделанной работы преподаватель должен оценить работу каждой группы по ряду показателей (актуальность выбранной темы проекта; его значимость; точность проведенного анализа функционала проектной команды; правильность определения кол-ва персонала его должностных обязанностей, взаимосвязей; доступность, последовательность, качество изложенного материала; актуальность и реалистичность проекта).
Предполагаемый результат: Студенты должны овладеть навыками сбора, анализа информации для планирования проекта организации и определения необходимой эффективной команды данного проекта.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
- Молокова Е.И. Планирование деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Молокова Е.И., Коваленко Н.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 196 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/11394.
- Овчаренко Г. В. Стратегическое управление [Текст]: учеб. пособие для вузов: Рек. УМО / Г. В. Овчаренко, Н. Г. Ларкина, В. В. Некрасова; ЮРИУ ФГБОУ ВПО "РАНХиГС". - 4-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: ЮРИУФ РАНХиГС, 2015. - 292 с.
6.2. Дополнительная литература.
- Козлова Т.В. Организация и планирование производства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Козлова Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 196 c.URL: http://www.iprbookshop.ru/10736
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / Т. Н. Бабич [и др.]. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.
- Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 1: Теория и методология / И. С.
- Управление проектом. Основы проектного управления [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / под ред. М. Л. Разу. - 4-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2016.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Пащенко У.Ю. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Планирование и проектирование организаций» Электронная версия.
6.4. Нормативные правовые документы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.(с изм. и доп.) // Консультант Плюс.
6.5. Интернет-ресурсы.
1. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров / http://www.e-xecutive.ru |
2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» / http://www.dis.ru/manag |
3. Журнал «Тор-manager» / http://www.top-manager.ru |
4. Журнал «Эксперт» / http://www.expert.ru |