Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий

 

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов (рефератов), выполнение домашних заданий, участие в дискуссии, опросе, написание эссе, участие в деловой игре.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя участие в работе с кейсами на основе теоретических знаний, полученных на лекциях и при самоподготовке.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;

2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике проектирования организаций;

3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.

4) Выполнение итогового практического задания в форме задачи включающей в себя элементы разных заданий из тематики курса.

После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

 

Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий, выполнение лабораторных работ.

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Предпосылки организации проектного менеджмента на предприятии.

  1. Значение и роль планирования в деятельности организации
  2. Теоретические и методологические подходы к проектированию организации.
  3. Проектирование: теория и практика применения в России и зарубежом.

 

Тема 2. Сущность, современные подходы и определения организации.

1. Рассмотрение организации как целостной системы.

2. Различные модели организаций.

3. Необходимость изучения моделей и структур организации.

 

Тема 3. Необходимость планирования при определении типа организационной структуры.

  1. Основные тенденции современных подходов к планированию в организации.
  2. Различные структуры организации.

 

Тема 4. Планирование организационной диагностики.

  1. Основные этапы планирования организационной диагностики.
  2. Необходимость организационной диагностики.
  3. Роль эффективного диагностики организации.

 

Тема 5. Проблемы реализации проекта организационной структуры.

  1. Сущность и специфика изменений.
  2. Современные подходы к управлению изменениями.

 

Тема 6. Управление процессом проектирования.

1. Роль проектирования в организации.

2. Современные подходы к организационному проектированию.

 

Тема 7. Контроль и управление проектами.

1. Виды контроля.

2. необходимость и взаимосвязь контроля и управления проектами.

 

Тема 8. Оценка эффективности проекта.

1. Понятие эффективности и эффекта.

2. Роль и необходимость оценки эффективности проекта.

 

Тема 9. Управление проектной командой.

1. Роль формирования проектной команды.

2. Функции персонала в проектной команде.

3. Современные подходы к определению проектных команд.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Предпосылки организации проектного менеджмента на предприятии.

  1. Организация проектной деятельности на предприятии, цели и задачи, этапы проектирования.
  2. Понятие и принципы оргпроектирования.
  3. Элементы проектирования организации.
  4. Требования к структуре организации.

 

Тема 2. Сущность, современные подходы и определения организации.

  1. Различные подходы и модели определения организации.
  2. Популяционно-экологическая модель организации.
  3. Модель зависимости от ресурсов.
  4. Институциональная модель организации.
  5. Модель рациональной случайности (ситуационная теория).
  6. Модель трансакционных издержек Оливера Вильямсона.
  7. Определение эффективности организации.

 

Тема 3. Необходимость планирования при определении типа организационной структуры.

  1. Основные типы организационных структур.
  2. Сетевые и виртуальные организации.
  3. Механистическая и органическая типы оргструктур.

 

Тема 4. Планирование организационной диагностики.

  1. Сущность, специфика, цель и порядок проведения организационной диагностики.
  2. Направления и методы организационной диагностики.
  3. Выявление и идентификация проблем и пути их решения.

 

Тема 5. Проблемы реализации проекта организационной структуры.

  1. Понятие и сущность изменений в организации.
  2. Методы управления организационным сопротивлением.
  3. Принципы управления изменениями.
  4. Оценка эффективности организационной структуры.

 

Тема 6. Управление процессом проектирования.

  1. Понятие, сущность, специфика проектирования организации.
  2. Формирование концепции проектирования.
  3. Проектный анализ.

 

Тема 7. Контроль и управление проектами.

  1. Определение жизненного цикла проекта.
  2. Методы управления проектами и их характеристика.
  3. Необходимость и виды контроля проектом.
  4. Основные требования к системе контроля.
  5. Принципы построения эффективной системы контроля.
  6. Процессы контроля.

 

Тема 8. Оценка эффективности проекта.

  1. Инициация проектов.
  2. Определение устава проекта.
  3. Процедура прединвестиционных исследований.
  4. Основные составляющие проектного анализа.
  5. Основные принципы оценки эффективности проекта.
  6. Экономический смысл показателя NPV.

 

Тема 9. Управление проектной командой.

 

Деловая игра. Тема: «Эффективное управление проектной командой».

Цель: Разработать проект и обосновать принципы деятельности проектной командой.

Сценарий: Группа делится на две (три) подгруппы, каждая из которых получает задание разработать проект, обосновать его актуальность и целесообразность, определить функционал проектной команды, ответственных лиц, их должностные обязанности, взаимосвязи и взаимодействия внутри команды. По итогам проделанной работы преподаватель должен оценить работу каждой группы по ряду показателей (актуальность выбранной темы проекта; его значимость; точность проведенного анализа функционала проектной команды; правильность определения кол-ва персонала его должностных обязанностей, взаимосвязей; доступность, последовательность, качество изложенного материала; актуальность и реалистичность проекта).

Предполагаемый результат: Студенты должны овладеть навыками сбора, анализа информации для планирования проекта организации и определения необходимой эффективной команды данного проекта.

 

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

 

  1. Молокова Е.И. Планирование деятельности предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Молокова Е.И., Коваленко Н.П.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 196 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/11394.
  2. Овчаренко Г. В. Стратегическое управление [Текст]: учеб. пособие для вузов: Рек. УМО / Г. В. Овчаренко, Н. Г. Ларкина, В. В. Некрасова; ЮРИУ ФГБОУ ВПО "РАНХиГС". - 4-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: ЮРИУФ РАНХиГС, 2015. - 292 с.

 

6.2. Дополнительная литература.

 

  1. Козлова Т.В. Организация и планирование производства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Козлова Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 196 c.URL: http://www.iprbookshop.ru/10736
  2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / Т. Н. Бабич [и др.]. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.
  3. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 1: Теория и методология / И. С.
  4. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / под ред. М. Л. Разу. - 4-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2016.

 

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

1. Пащенко У.Ю. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Планирование и проектирование организаций» Электронная версия.

 

6.4. Нормативные правовые документы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.(с изм. и доп.) // Консультант Плюс.

 

6.5. Интернет-ресурсы.

1. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров / http://www.e-xecutive.ru
2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» / http://www.dis.ru/manag
3. Журнал «Тор-manager» / http://www.top-manager.ru
4. Журнал «Эксперт» / http://www.expert.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: