Психология личности как наука

Текст вводной лекции по психологии личности для студентов 4 курса факультета социальной работы и клинической психологии, специальности клиническая психология на 2008-2009 учебный год. преподавателя Шутовой О.И.

 


ТЕМА 1. Введение в психологию личности.

Вопросы.

  1. Психология личности как наука.
  2. Структура личности.
  3. Методы исследования личности.
  4. Классификация теорий личности
  5. Основные положения природы человека.
  6. История развития науки.

Психология личности как наука.

Современная психология имеет полипарадигмальный характер, что не позволяет нам с уверенностью сказать, какая из теорий личности «верная» или наиболее оптимальная. Скорее следует считать, что каждая из теорий задает свой вопрос к неисчерпаемому богатству бытия человеческой личности и таким образом схватывает интересующий ее аспект. Соответственно, чтобы лучше понять назначение психологии личности как дисциплины, следует для начала рассмотреть ее по составляющим чертам.

Понятие «личность» определяли по-разному. Гордон Олпорт (1949), например, приводит 50 различных определений. Он выделяет различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамках разделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление о личности.

Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, помимо исследования характера, темперамента, способностей и других познавательных процессов является постулат о динамическом характере личности. Так Д.А. Леонтьев определяет личность как форму существования человека.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее рабочее определение личности: Личность — это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве.

Теория есть набор условностей, созданных теоретиком. Взгляд на теорию как на «набор условностей» подчеркивает тот факт, что теории не «даны» и не предопределены природой. Теория - не нечто неизбежное или предписанное, а результат свободного выбора. Она может быть полезной или бесполезной, это определяется, тем насколько теория может продуцировать такие предсказания или проекты относительно соответствующих событий, которые при проверке подтверждают свою истинность. Она должна содержать ряд согласованных допущений, систематически соотнесенных друг с другом, и набор эмпирических определений!
Допущения
должны быть согласованы в том смысле, что они должны опираться на эмпирические события, с которыми соотносится теория. Если это теория слуховой чувствительности, допущения должны быть связаны со слуховыми процессами; если это теория восприятия, допу­щения должны касаться перцептивных процессов. Обычно природа этих допущений составляет отличительное свойство теории. Допущения должны быть четко сформулированы.
Эмпирические определения (координирующие определения) обеспечивают возможность более или менее четкого взаимодействия существующих в рамках теории терминов и понятий с эмпирическими данными. Посредством этих определений теория в определенные предписанные моменты приходит в контакт с реальностью или данными наблюдений. Правильное отношение между эмпирическим определениям заключается в том, что они должны 6ыть настолько точны, насколько позволяет состояние дел в соответствующей сфере.

Функции теории:

  1. позволяет увидеть ранее не наблюдавшиеся соответствующие эмпирические отношения. Теория должна приводить к систематическому расширению и углублению знания в интересующей нас области, интересующих феноменов. Теория есть допущение, и ее принятие или отвержение обусловлено лишь ее полезностью, но не истинностью или ложностью. Полезность в этом случае содержит два компонента - верифицируемость и широту. В идеале теория должна приводить к точным предсказаниям высокой степени обобщенности относительно рассматриваемых эмпирических событий.
  2. позволяет объединить известные эмпирические открытия в рамках логически по­следовательной и приемлемо простой системы. Теория выступает как средство организации и интеграции всего, что относится к определен­ному кругу явлений.
  3. позволяет уберечь наблюда­теля от ослепления многообразием побочных или частных явлений.

Таким образом, личность определяется через конкретные понятия, которые в рамках данной теории считаются подходящими для полного описания или понимания человеческого поведения. «Личность» - это совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Личность является не абстракцией, а тем живым существом, которое мы можем воспринимать вовне или ощущать изнутри и которое весьма индивидуально. Теория содержит ряд связанных допущений относи­тельно соответствующих эмпирических феноменов, и эмпирические оп­ределения, позволяющие пользователю продвигаться от абстрактной теории к эмпирическому наблюдению. Соответственно, теория личности должна представлять собой набор допуще­ний относительно человеческого поведения вместе с необходимыми эм­пирическими определениями. Кроме того, есть требование относитель­ной широты теории. Она должна соотноситься с достаточно широкой сферой человеческого поведения. В сущности, теория должна быть гото­ва к рассмотрению любых поведенческих феноменов, обладающих важ­ностью для индивида.

Объект – конкретный человек, с которым мы встречаемся на улице, на работе или во время отдыха. Психология личности должна обязательно учитывать индивидуальные различия, и ее целью ее должно стать как можно более точное их определение и объяснение.

В предметную область психологии личности входят системные качества индивида, способы и мотивы поведения и развития, особенности проявления психологических свойств, протекания психических состояний и психических процессов. А также способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний.

Структура личности.

В большинстве самых разнообразных психологических определе­ний личность предстает как «совокупность», «сумма», «систе­ма», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определен­ных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3.Фрейд, К.Г.Юнг, Г.Олпорт, К.К.Платонов, В.С.Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структу­ры личности с общетеоретических позиций и последующий учёт важнейших моментов этой проблемы при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К.Платоновым, Г.Айзенком.

Так, Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет её как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого как целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторон­них связей. Чтобы описать структуру личности, как считает Пла­тонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его. Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные её части. Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целост­ностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамичес­кая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструк­тура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 3) индивидуальные особенности от­дельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические. Платонов выде­ляет также подструктуры характера и способностей, как нало­женные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры лич­ности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

Поэтому если перефразировать С.Л.Рубинштейна, то в структуру лич­ности можно включить три подструктуры:

1) отношения и направленность как основные тенденции личности – это то, чего человек хочет;

2) способности как человеческие возможности и потенции – это то, что человек может;

3) характер как доминирующие и устойчивые тенденции использова­ния, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.

Отсюда характер можно определить как "каркас", "конституцию", в переносном смысле ― "тело" личности. О том, что такое понимание является распространенным, говорят многочисленные попытки связать особенности и строение тела человека как устойчивую и заметную био­логическую характеристику с самой устойчивой и заметной личностной характеристикой - характером: известны попытки классификации ха­рактеров на основе особенностей строения тела (Э.Кречмер, У.Шелдон), понимание характера как "мышечного панциря" (В.Райх), попытки связать характер с особенностями психомоторики.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). В.С. Мер­лин создал теорию интегральной индивидуальности, он описыва­ет две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темпера­мент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны бла­годаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «чело­век», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре чело­века как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-половые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Соб­ственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведе­ния, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

А.В.Петровский: В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Её можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности – метаиндивидную (надиндивидную). Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы (А.В. Петровский):

  • индивидуальность личности;
  • её представленность в системе межличностных отношений;
  • запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них.

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя её единство и целостность. Итак, А.В.Петровский полагает, что для понимания феномена «личность» необходимо рассматривать её в системе действительных отношений с окружающими людьми.

Развивая мысль Д.А. Леонтьева, можно выделить три иерархи­ческих уровня в функционировании личности. Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности. Ядро личности может быть описано с формальной (структурной), функ­циональной и содержательной точек зрения. Во-вторых, это перифе­рия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые по существу безличны. Индивидные предпосылки (например, пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой. Другими словами, зная лишь о возрасте человека, мы не можем сказать, что он за человек. Но, располагая сведениями о его ценностях, например любви к Родине, мы можем предполо­жить, что на поведенческом уровне молодой человек с большей ве­роятностью пойдет защищать Родину с оружием в руках, а пожилой человек останется в тылу.

Уровни функционирования личности носят соподчиненный ха­рактер. Более высокие уровни формируются на основе нижележа­щих, но по мере развития все в большей степени управляют их фун­кционированием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: