В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.2 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, участие в дискуссии, тестирование, выполнение практических заданий.
Дисциплина Б1.В.ОД.2 «Диагностика кризисов в социально-экономических системах» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений и навыков; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1 Методологические основы управления экономическими системами
1.Управленческая деятельность как особая разновидность трудового процесса; основные формы управленческого труда.
2.Управление как функция организованных систем. Системы управления.
Тема 2 Основные направления и тенденции развития современной теории управления экономическими системами
1.Теория Гласиер как новый подход к формированию и совершенствованию организации.
2.Теория организационного потенциала И. Ансоффа.
Тема 3 Функции и методы управления экономическими системами. Развитие механизмов и методов принятия управленческих решений
1.Функции управления: сущность и объективные предпосылки их развития.
2. Место и роль функций в управленческом процессе.
Тема 4 Организация как объект управления. Реформирование экономических систем и развитие новых форм организаций как объектов управления
1.Определение понятия организации.
2.Классификация организаций.
Тема 5 Теоретические основы управления организациями. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные аспекты управления организацией
1.Основополагающие законы организации.
2.Основные механизмы действия и использования законов.
Тема 6 Проектирование систем управления организациями. Системы планирования в управлении организацией
1.Значение и задачи организационного проектирования.
2.Основные методологические принципы, операции и методы формирования организационной структуры.
Тема 7 Основные виды и технологии управления в организациях
1.Управление изменениями и нововведениями. Управление риском. Понятие и критерии риска. Виды и факторы рисков. Анализ и оценка риска. Методы регулирования и оптимизации риска.
2.Управление качеством. Понятие управления качеством. Принципы и виды управления качеством. Международные системы управления качеством.
Тема 8 Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Мониторинг и технологии мониторинга как форма предотвращения экономического кризиса
1.Сущность и функции маркетинга.
2.Основные субъекты и виды маркетинга. Особенности некоммерческого маркетинга. Основные технологии маркетинга. Перспективы маркетинга в XXI веке.
Тема 9 Понятие и сущность кризиса. Диагностика кризиса
1.Сущность и направления эволюции взглядов на кризис в работах отечественных и зарубежных экономистов.
2. Исследования К. Маркса о динамике коротких и длинных волн в работе «Капитал».
Тема 10 Управление интегрированными организациями (интеграционными образованиями) в условиях кризисной экономики
1.Виды, типы, формы и методы образования интегрированных структур.
2.Понятие, сущность, структурно-функциональные особенности корпоративного менеджмента.
Тема 11 Использование системы показателей оценки эффективности антикризисной
экономической политики государства
1.Эффективность как степень достижения организацией намеченных целей.
2.Выбор критерия эффективности в зависимости от конкретных условий функционирования, назначения и стратегии организации, причин осуществляемых изменений.
Тема 12 Оценка эффективности антикризисных мероприятий (микро- и макроуровень): опыт России и зарубежных стран
1.Основные принципы экономической оценки управления организацией.
2. Методы оценки эффективности менеджмента, основанные на использовании показателей официальной финансовой отчетности (по прибыли, рентабельности, доходности акционерного капитала).
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1 Основная литература
1. Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень [Текст]: учеб. пособие / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, А. В. Рукосуев. - 6-е изд., испр. - М.: Дашков и К, 2012. - 268 с.
2. Демчук, О.Н. Антикризисное управление. [Электронный ресурс] / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2009. — 245 с. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/20166/#1
6.2 Дополнительная литература
1. Арабян Э.К. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой неустойчивости предприятия // Российское предпринимательство. – № 12, вып. 1. – 2011. – С. 21-24. |
2. Арешкина А.С. Антикризисное регулирование экономики в странах ЕС: особенности современного этапа // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - № 4. – 2012. – С. 46-54. |
3. Мамедова Н.М. Иран и экономический кризис: социально-экономическая ситуация // Свободная мысль. - № 9/10 (1635). – 2012. – С. 14-24. |
4. Сидоренков А.В. Проявление межличностных противоречий и конфликтов в производственных группах // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - № 5. – 2013. – С. 103-108. |
5. Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. - № 9. – 2013. – С. 75-83. 6. Шиликов А.Ю. Теоретические аспекты моббинга как следствия конфликтного взаимодействия // Власть. - № 4. – 2013. – С. 69-71. |