Западники и вопросы воспитания

 

В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика вокруг опыта и идей образования и воспитания на Западе. Полемика была важным свидетельством завершения эпохи господства официальной государственной педагогики и выдвижения на историческую арену педагогики общественной. Видевшие в европейской педагогике и образовании пример для изучения и освоения, западники представляли разнородное общественное явление. Но их и многое объединяло. В.Г Белинский, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский и другие горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. С этих позиций решение вопросов воспитания рассматривалось как неотложная необходимость.

Многие западники высказывали радикальные педагогические идеи. Приняв участие в полемике о народности воспитания, они, в отличие от официальной позиции, иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремление русского человека к социальным переменам и предлагая поощрять такое стремление путем воспитания.

Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) в «Опыте о педагогических способах при первоначальном образовании детей» (1845 г.) подчеркивал первостепенную роль просвещения и науки в общественной жизни и жизни отдельного человека: «Наука примиряет человека с человеком, природу с человеком, природу с природой». Он настаивал на включении в содержание образования не только научных знаний, но и эстетических дисциплин, в особенности поэзии. Соединить науку и поэзию при воспитании и обучение, как он считал, позволяет христианская религия. Тем самым будут решаться три основные задачи воспитания — нравственно-религиозная, научная и эстетическая. Предназначение воспитания Одоевский видел прежде всего в достижении нравственной гармонии. Он ставил на первое место при достижении такой гармонии самодеятельность ребенка, разделив в этой связи идеи немецкого педагога Фрёбеля.

Педагогические взгляды Александра Ивановича Герцена (1812-1870) и Николая Платоновича Огарева (1813-1877) складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли, европейского Просвещения, немецкой классической философии. Герцен и Огарев критиковали с демократических позиций официальную политику: школьный устав 1828 г, крен в гимназиях, училищах и семинариях на греко-латинское образование, риторику, богословие. Они осуждали пронизывавшие (как писал Герцен) воспитание рабский дух, рабскую дисциплину, рабское молчание, видели в школе основное средство гражданского воспитания (по определению Огарева, вразумления) народа, провозглашали идеал воспитания любознательности, привычки к труду.

Н. П. Огарев в «Плане народной школы» (1847 г.) подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. В этом документе, который полностью поддержал Герцен, говорилось о необходимости устранения сословных, религиозных и иных ограничений при получении образования, соединении обучения с общественно полезным трудом учащихся.

Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) во множестве работ (педагогических, в том числе) определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Он был поборником просвещения, отвечавшего национальным традициям: «Надобно, чтобы у нас было просвещение, созданное нашими трудами, взращенное на родной почве». Развивая идею народности воспитания, В.Г Белинский писал: «Народность обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не знают о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I».

Белинский критиковал сословность первоначального воспитания как шедшую вразрез подлинному, настоящему воспитанию. В противовес сословно-профессиональному обучению выдвигались идеалы общечеловеческого воспитания. Он писал в этой связи: «Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице тех общих элементов духа, которые равно необходимы для всякого человека, какой бы он ни был нации, какого бы он ни был звания, состояния». Общечеловеческое воспитание, полагал Белинский, реализуется через родные, национальные явления: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Обосновывая идею человечности воспитания, Белинский повторяет почти слово в слово Руссо: «Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека».

Белинский выступил против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: «Нет, не белая доска душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». Он уподоблял воспитателей садовникам, которые ухаживают не только за растением, но и почвой, на котором оно произрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: