• Природа, сущностные характеристики государства
• Типология современных государств
Создание надежной конструкции российского государства — острая общественная потребность, и эта задача заставляет глубоко осмыслить феномен государства.В любом обществе существует колоссальный разброс общественного мнения — от абсолютизации роли государства как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времен Платона и Аристотеля, т.е. в течение всей истории развития государства и общества.
Сконцентрируем внимание на сущности государства, имея в виду, что сущность — это та «самостоятельная сила» (Гегель), без которой явления как такового нет; это главное, определяющее, основное в явлении (предмете); это повторяющиеся свойства, противоречия и тенденции развития явления; это совокупность внутренних, необходимых сторон и взаимосвязей явления. В чем же сущность государства?
|
|
Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика — общие дела, «искусство жить вместе» (Платон), полиция — управление внутренними делами полиса. Тогда же возник институт гражданства как способ правовой связи отдельного человека с обществом и властью, определяющий юридическое состояние, статус, взаимные права и ответственность гражданина и государства. Само слово «государство» (англ. state, нем. staat, франц. e'tat) с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать: государство — это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.
Государство как организация общества — необходимое условие, предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей часто противоречивы, порой взаимоисключающие и могут создавать социальную напряженность, противоборство. Обращая внимание на эту сторону жизни общества, русский ученый-психолог В.М. Бехтерев в книге «Коллективная рефлексология» (1921 г.) отметил: «... обществу надлежит содействовать всестороннему развитию личностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между его сочленами. В этом, и только в этом должна быть задача организованного общества, именуемого государством» (выделено автором — Н.Г.). И другой наш соотечественник — И.А. Ильин подчеркивал: «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознании».1
|
|
Государство — это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением — более высокого уровня общностью этногеографической, территориальной. На протяжении многих столетий население формировалось как народ. По определению В. О. Ключевского, «народ есть население, не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык и общие судьбы». Память народная удерживает события, впервые коснувшиеся всего народа, в которых он принял участие и через это совокупное участие впервые почувствовал себя единым целым — нацией. Народ и создал государство как новую форму общности более высокого уровня — национально-территориальной и политико-правовой организации. Таким образом, государство предстает как форма, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое целое. Можно сказать: государство — это мы, граждане. «Мы — есьм одно. Мы — единая духовная и правовая община, управляющаяся единой властью и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы — государство». 2
Государство — это конечно, политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок. Иначе не наладить производство, не обеспечить развитие культуры, не помочь человеку в удовлетворении его потребностей и интересов (самореализации). Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможности решения общих (публичных) дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов власти создавать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и интересов. При этом государственные органы власти могут использовать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздействия, но и аппарат принуждения, насилия: вооруженные силы, органы госбезопасности и охраны общественного порядка, надзора и контроля. Можно сказать: государство — это организованная власть и правопорядок.
Публичная, государственная власть — преемник всей совокупности первобытных властных начал, она впитала в себя власть семьи, рода, племени, возвысилась над ними, простерлась на всю территорию государства и подчинила себе все без изъятия сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можно говорить о том, что государственная власть — едина и верховна.
Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти (представительной, административно-исполнительной и судебной).
Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества — партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества.
|
|
Политическая система решает важную задачу общества: выделение из всего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политического процесса.
Таким образом, государство предстает как сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления.
Различные стороны (аспекты) государства могут стать основанием для определения государства различными авторами.
• Социолог может охарактеризовать его как определенным образом организованное население, форму организации общества.
• Политолог подчеркнет, что это — важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной власти.
• Правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок, интегрирующий жизнедеятельность людей, определит государство как юридическую персонификацию нации.
Все указанные характеристики имеют право на существование, они акцентируют внимание на каком-нибудь одном из компонентов, присущих государству: народ (важнейшая составляющая), территория, система права, система государственной власти, институт гражданства.
Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.
Государство есть завоевание человеческой цивилизации, показатель ее зрелости. С этих позиций понятна общезначимая для всех граждан и властных структур проблема укрепления государева как социальной ценности, его авторитета внутри страны и на мировой арене.
|
|
Вместе с тем, осознавая государство как форму, содержанием которой является народ, нетрудно понять, что не всегда форма соответствует содержанию и тогда народ пытается изменить государство, используя различные методы и средства — бунты, революции или правовое (в рамках действующих конституции и законов) переустройство формы государства.
Форма государства — это не отвлеченное понятие и не политическая схема, безличная к жизни народа, а строй жизни и живая организация народа (И.А. Ильин), это способ организации и осуществления государственной власти.
Форма государства имеет три выражения:
Форма правления.