О двойственности правовой природы отношений в сфере оказания медицинских услуг написано множество научных статей, что подтверждает актуальность поставленного вопроса

С одной стороны, отношения в сфере медицинских услуг входят в предмет правового регулирования частного права, с другой стороны, относятся к праву публичному.

Так, частноправовая природа таких отношений объясняется наличием главы 39 в Гражданском кодексе Российской Федерации, которая посвящена договорам о возмездном оказании услуг. Нормы данной главы Гражданского кодекса являются нормами общего характера, они не конкретизируют особенности правоотношений в сфере услуг, в том числе медицинских, хотя и называют их.

Часть 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации дает определение договора возмездного оказания услуг, под которым понимаются отношения между исполнителем услуги и заказчиком услуги, где «исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» [1].

Медицинские услуги представляют собой частный случай возмездного оказания услуг и предоставляются на основании договора, заключенного между медицинской организацией или учреждением и пациентом - потребителем медицинских услуг, в котором отражаются такие условия, как процедура, то есть действия или деятельность, которые должен осуществить исполнитель, сроки получения соответствующих услуг, а также порядок их оплаты, взаимные права, обязанности и ответственность сторон по договору [2].

В отношениях между заказчиком-потребителем и исполнителем медицинских услуг основным является такой объект гражданских прав как услуга, которая согласно толковому словарю С.И. Ожегова, подразумевает под собой действие, приносящее пользу, помощь другому [3].

Медицинской услуге присущи следующие черты услуги как правовой категории: во-первых, стоимостный характер (возмездность), который вытекает из ст.781, ч. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации; во-вторых, тесная связь с личностью исполнителя, то есть исполнитель обязан совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность лично (ч. 1 ст. 779, ст. 780 ГК РФ); в-третьих, неосязаемость, то есть отсутствие как такового овеществленного результата. Кроме того, для медицинских услуг характерны такие черты, как профессиональный характер, то есть такая деятельность может быть оказана только лицом, имеющим специальное образование; направленность на достижение полезной цели – улучшение здоровья человека или его восстановление; ограниченная оборотоспособность, то есть деятельность по оказанию медицинских услуг подлежит обязательному лицензированию [4].

Гражданско-правовой характер отношений в сфере оказания медицинских услуг подтверждается статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей юридические факты, являющиеся отправной точкой возникновения гражданских правоотношений. Но указанные основания возникновения гражданско-правовых отношений не исчерпываются простым перечислением их в законе, законодатель сделал оговорку «а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности» [5], тем самым подчеркнув общедозволительный тип регулирования отношений в сфере медицинского обслуживания.

Публично-правовая природа отношений в сфере предоставления медицинских услуг заключается в том, что деятельность по охране здоровья является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы жизни общества, поскольку связана с таким важным естественным правом человека, как право на жизнь и здоровье.

Жизнь и здоровье – два неотъемлемых, несуществующих друг без друга блага, приобретаемых человеком с момента рождения. Конституционно закрепляя право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, государство признает, гарантирует и обеспечивает охрану здоровья каждого вне зависимости от расового, этнического происхождения, гендерных различий, социального, имущественного положений, политических и религиозных взглядов и убеждений, что подтверждается частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также обеспечивает возможность получения каждым доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи.

Охрана здоровья населения входит в сферу государственных интересов и является одной их важнейших государственных функций. Состояние здоровья нации оказывает непосредственное влияние на деятельность государства, его приоритетные цели, задачи. Таким образом, отрицать публично-правовой характер отношений по оказанию медицинских услуг не представляется возможным.

Черты публично-правовой природы отношений по оказанию медицинских услуг проявляются через правовой статус медицинского работника. Так, в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом они должны руководствоваться принципами и нормами медицинской этики и деонтологии. Так, основными обязанностями медицинских работников являются: квалифицированное оказание медицинской помощи в соответствии с должностными и служебными обязанностями и инструкциями; соблюдение врачебной тайны; совершенствование своих профессиональных знаний и навыков и др.

Говоря об ответственности медицинских работников, следует упомянуть, что деятельность врачей является одной из приоритетных видов деятельности в обществе, поскольку направлена на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека, общества и государства в целом. Это обстоятельство объясняет большое количество норм в законодательстве Российской Федерации, устанавливающих ответственность медицинских работников за причинение вреда жизни и здоровью человека в виду осуществления своей профессиональной деятельности, то есть специальным субъектом правонарушения является медицинский работник (врач).

Кроме того, точка зрения о публично-правовой природе отношений по оказанию медицинских услуг поддерживается тем, что такие отношения могут возникать в силу действия судебного акта, властно-волевого акта должностного лица, органа государственной власти (п. ч. 2 ст. 29 УПК РФ; п. 5 ч.4 ст. 163 УПК РФ; ст. 283 ГПК РФ; ст. 280 КАС РФ; ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 33 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.), что, в свою очередь, необходимо для защиты конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод граждан, нравственности, обороны и безопасности государства в целом.

Так, несмотря на то, что ранее статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации была представлена нами как доказательство частноправовой природы отношений по оказанию медицинских услуг, тем не менее, она в равной степени относится к отношениям по оказанию медицинских услуг в отсутствие свободного волеизъявления одного из участников (например, ст. 9 Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»).

Таким образом, отношения по оказанию медицинских услуг органично сочетают в себе черты как частноправовой, так и публично-правовой природы в виду своей специфичности, которая обуславливается особенностью объекта, на который они направлены, его социальной значимостью, преследуемыми целями, правовым положением лица, оказывающего такого рода услуги.

Примечания

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ: Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410; Российская газета. –1996. – № 23; 1996. – № 24; 1996. – № 25; 1996. – № 27.

2. Абесалашвили М. З. Проблемы правового регулирования договора оказания медицинских услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. 2015. № 3 (163). С. 224.

3. Толковый словарь С.И. Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/ (Дата обращения: 02.04.2017 г.).

4. Степанян Ш.У. Медицинская услуга – специфический объект правового регулирования в российском законодательстве // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ: Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. –1994. – № 32. –ст. 3301; Российская газета. – 1994. – № 238-239.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: