Опытный учитель, в первую очередь,
(5.1) знакомит детей с процедурами, которые помогают обеспечивать стабильно высокое качество занятий.
Учитель (5.2) структурирует работу в классе, используя различные сигналы. Каждый учитель сам выбирает способ, каким образом ему легче всего привлечь внимание учеников и добиться тишины.
Томас Гордон в своей известной книге «Курс эффективного преподавателя» обосновывает, почему ты-ориентированные высказывания учителя по отношению к ученику не имеют должных эффектов, поскольку учитель таким высказываниями обвиняет ученика.
Контр-продуктивные ты-высказывания, которыми, к сожалению, злоупотребляют многие учителя. «Ты бы прекратил!» (приказание); «Ты рассуждаешь по-детски» (критика); «Ты бы лучше учился (морализация); «Ты ведешь себя, как ребенок» (уподобление); «Ты попробуй, и у тебя получится!» (логические рассуждения); «(Ты) еще один Альберт Эйнштейн!» (сарказм).
(5.3) Вместо ты-сообщений Т. Гордон советует применять я-сообщения. Примерами я-сообщений могут быть следующие:
|
|
«Мне тяжело работать с классом, когда меня так часто прерывают»,
«Когда я обнаружил бумагу на полу…»,
«Когда в классе так шумно, я….»,
«Я огорчаюсь, когда….».
(5.3.1) Большинство я-высказываний начинаются со слова когда.
«Правильное я-сообщение – это сообщение о факте без анализа». Если учитель правильно формулирует свою мысль и в своем высказывании указывает факт, который ему мешает продуктивно вести урок, ученик начинает понимать, что учитель акцентирует внимание в основном на ситуации, а не на самом ученике. В составе я-сообщений может появиться местоимение ты, но они не должны содержать в себе обвинений, оценочных суждений, готовых решений или морали.
(5.3.2) действенные я-сообщения, направленные на изменение поведения учеников, но при этом не унижающие и не обвиняющие, а мотивирующие учеников на положительные изменения.
«Когда в классе так шумно (описание без осуждения), я не слышу, что каждый из вас говорит… (существенное воздействие)».
«Когда ты прерываешь меня (описание без осуждения), я теряю мысль и забываю то, что говорила…(существенное воздействие)».
(5.3.3) Я-сообщения могут содержать три компонента,
«(1) Когда ты не выполняешь домашние задания (характеристика поведения), (2) мне приходится дольше объяснять во время урока (существенное воздействие), (3) и из-за этого я начинаю нервничать (чувство)».
Я-сообщения с любыми порядковыми компонентами (даже если один из них отсутствует) имеют больше шансов быть услышанными, понятыми и адекватно воспринятыми учащимися, в отличие от обвинительных ты-сообщений или косвенных высказываний. Кроме того, лучшие преподаватели знают, что, и с точки зрения экономии учебного времени, и с точки зрения уважения личных чувств учеников, (5.4) все разбирательства «с дурным поведением учеников» следует проводить индивидуально, с глазу на глаз.