В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, поддерживать с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.
Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, обусловленном объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).
Социальная роль - это определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений.
|
|
Кроме того, на ролевые отношения сторон с присущим каждому партнеру индивидуальным стилем исполнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус - это положение, авторитет человека в обществе, той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.
В структуре общения выделяют три его взаимосвязанные стороны: коммуникативную (вербальное и невербальное общение), состоящую в обмене информацией между людьми; Весьма внимательно следует относиться к нарушениям речи, которыми являются:
а) логорея - повышенная речевая активность, многословие, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;
б) персеверация - многократная повторяемость высказываний полностью или частично;
в) разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;
г) излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;
д) резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности1.
Некоторые авторы, например известный австралийский специалист по "технологиям общения" Алан Пиз, полагают, что с помощью невербальных средств коммуникации передастся до 55-65% (и более) информации. Значение их настолько велико, что если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, оказываются рассогласованными (неконкурентными), то люди в большей мере полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.
|
|
Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего "Я".
перцептивную, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними психологического взаимопонимания;
Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему. Г. М. Андреева называет эмпатию аффективным "пониманием", поскольку партнер по общению не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".
Рефлексия - это процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером но общению; своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: "Я думаю, что он думает, будто я думаю... и т.д."1. Таким образом, содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению относительно друг друга.
эффект ореола стереотипизация, первое впечатление, эффект края,
интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия, совместных действия (деятельности) партнеров общения.