Особенности профессиональной деятельности юриста являются:
- правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников юристов, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует, прежде всего, о низком уровне его профессиональной компетентности.
- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов; Использование юристом, работающим в правоохранительных органах, своих властных служебных полномочий затрагивает интересы граждан, юридических лиц, организаций. Предоставление должностным лицам полномочий предполагает и разумное их использование с учетом характера содеянного виновным, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.
- экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.;
|
|
- нестандартный, творческий характер труда юриста; Юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект
- процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
Особенно велика роль правосознания, установочного отношения юриста к соблюдению нравственных, правовых норм поведения в неожиданно складывающихся ситуациях, которые можно назвать ситуациями или факторами профессионального риска. Остановимся кратко на некоторых таких ситуациях (факторах) риска.
Ситуация получения (приобретения) юристом каких - либо благ (предметов) с отступлением от установленного порядка, когда эти блага предоставляются якобы «просто так», «из уважения», а на самом деле в целях налаживания неформальных отношений с юристом, занимающим какое-либо ответственное должностное положение.
Ситуация, провоцирующая взятку. Существуют различные способы, в том числе и в завуалированной форме, передачи взятки. Передаче взятки может предшествовать своеобразная «словесная разведка» взяткодателя в виде выражения не соответствующей действиям юриста благодарности, многозначительных обещаний отблагодарить и пр. Если подобные действия решительно не пресекаются должностным лицом, его поведение может быть истолковано как своего рода подтверждение того, что оно оценивает свои служебные действия как действительно заслуживающие особой «благодарности».
|
|
Ситуация допроса свидетеля ( потерпевшего) в его квартире, в номере гостиницы, кроме случаев, когда, например, человек серьезно болен. Необходимо помнить, что в подобных случаях также возможны провокационные действия со стороны допрашиваемого лица, направленные на дискредитацию следователя (дознавателя), попытки построить отношения с ним на личной основе и таким путем в последующем оказать на него давление или даже опорочить его.
Ситуации «случайного» знакомства в гостинице, ресторане и т.п., когда «случайность» заранее организуется лицами, заинтересованными установить неформальные отношения с юристом или попросту дискредитировать его.
- Анализ правоохранительной деятельности позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.
- - высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
- - доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной;
- - честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
- - ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.
- - высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок,
- - высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание,
- -развитые адаптивные свойства нервной системы
III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития.
- - развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
- - глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
- - широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.
IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.
- - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
- - развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- - адекватная самооценка;- чувство юмора.
V фактор - организаторские способности.
- - самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
- - настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;
- - высокая стрессоустойчивость;- чувство ответственности за свои действия;
- - умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заряжать" своей энергией.
|
|