4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.21 «Менеджмент», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Организационные структуры управления | практическое задание |
Функция планирования в менеджменте | практическое задание |
Процесс принятия управленческих решений | дискуссия |
Мотивация деятельности в менеджменте | реферат, эссе |
Власть и лидерство | реферат, практическое задание |
Взаимодействие человека и группы | практическое задание |
Регулирование и контроль в управлении | реферат, практическое задание |
Эффективность управления | доклад |
4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в 6 семестре в форме экзамена;
Экзамен проводится с учетом результатов текущего контроля, в письменной форме. Билет состоит из двух частей: 1) теоретические вопросы – позволяют измерить полученные знания в рамках формируемой компетенции, 2) практическое или ситуационное задание предполагающее измерение умений и сформированностив рамках компетенции навыков.
|
|
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости
Перечень тем для дискуссии (Д)
УК ОС-6.2, ОПК 4.1
Тема 3
1. Сущность и классификация управленческих решений.
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.
4. Технологии разработки управленческих решений
5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.
6. Оптимизация управленческих решений.
Тема 8
1. Источники эффектов и признаки эффективного менеджмента.
2. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента.
3. Эффективность управленческого персонала.
4. Социальная эффективность менеджмента
5. Методы оценки эффективности персонала.
Перечень тем для подготовки рефератов
ОПК 4.1, УК ОС-6.2
Тема 4
1. Нетрадиционные методы мотивации персонала.
2. Мотивационный механизм в банковской сфере.
3. Система мотивации в образовательных учреждениях
Тема 5
1. Роль и функции руководителя в организации. Основные типы руководителя и подчиненного.
2. Руководитель и коллектив, их взаимодействие.
3. Адаптивное руководство.
4. Трансформационное и харизматическое лидерство.
5. Управленческие способности и эффективность управления.
6. Исторические примеры эффективного лидера.
7. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности.
Тема 7
1. Контроль и оперативное управление.
2. Понятие контроля и объективная необходимость его проведения.
|
|
3. Внешний и внутренний контроль.
4. Факторы эффективности контроля
5. Современные комплексные системы и технологии контроля: бенчмаркинг, контроллинг и др.
Тематика эссе
УК ОС-6.2, ОПК 4.1
Тема 4
1. Практические подходы и методы мотивирования
2. Мотивация и направления ее воздействия: усиление, старение, настойчивость, добросовестность и направленность.
3. Теории справедливости в трудовом коллективе
4. Теория мотивации Портера-Лоулера
Контент практических заданий (ПЗ)
УК ОС-6.2, ОПК 4.1
Тема 2
Задание. 1 сентября каждого года администрация предприятия составляет бюджет на следующий год. Процесс составления бюджета включает в себя операции, показанные в таблице.
Операция | Предшествующие операции | Время, недель |
А — оценка ставок заработной платы | — | |
B — разработка прогнозов рынка | — | |
С — определение цен продаж | — | |
D — бюджетирование объема продаж | В | |
E — бюджетирование выручки | С,:D | |
F — бюджетирование прямых издержек | A, D | |
G — оценка объемов производства | D | |
H — бюджетирование накладных расходов | A | |
I — бюджетирование трудовых ресурсов | A, G | |
J — бюджетирование сырья | G | |
К — бюджетирование капитальных вложений | G | |
L — составление прогнозных форм отчетности | E, F, H,I, J, К |
Составление бюджета необходимо закончить к концу декабря, так что имеется период в 17 недель.
1. Постройте сетевой граф, отражающий последовательность выполнения операций, включенных в подготовку бюджета. Можно ли закончить данный процесс в течение 17 недель?
2. Если бы потребовалось сократить время на формирование бюджета, на какие операции следовало бы обратить внимание и почему?
Тема 5
Задание. Проанализируйте представленную ниже ситуацию. Опишите проблемы власти и влияния, которые возникли в коллективе. Определите тип организационной структуры подразделения, властный и лидерский инструментарий участников ситуации. Привести рекомендации молодому руководителю.
В одной финансово-кредитной организации начальником юридического отдела был назначен молодой (25 лет) человек с незаконченным на тот момент финансово-экономическим образованием. В его подчинении оказались трое специалистов высочайшей юридической квалификации с высоким статусом и большим опытом работы. Приняли его спокойно и нейтрально.
В первый же день в отдел поступил заказ на юридическое обслуживание от очень крупного клиента. Финансово - кредитная организация любила своих клиентов, поэтому молодой начальник отдела принял заказ в устной форме и пообещал выполнить его в кратчайшие сроки к 16 часам этого же дня. И официальным тоном поручил работу ведущему специалисту отдела, женщине 36 лет. Назовем ее Мария Ивановна. Она кивнула головой и погрузилась в работу.
16.00, затем прошел еще час. Клиент уже оборвал все телефоны, на раздраженный вопрос руководителя: «Сколько же можно?!» Мария Ивановна спокойно ответила: «Мне на эту работу по инструкции положено 12 часов. Конечно, если вы не хотите получить халтуру. Поэтому завтра в 10.00 она будет у вас на столе». И не было в ее голосе ни тени раздражения.
Попытки поручить работу двум другим сотрудникам вообще успехом не увенчались: одна сотрудница сослалась на более низкую квалификацию, а второй коллега заявил, что кроме Марии Ивановны никто не сделает работу для столь крупного клиента на должном уровне. Начальник отдела сорвался и позволил себе гневные высказывания в адрес сотрудницы. После чего отлучился на время по необходимости. На коллектив отдела его вспышка не оказала никакого воздействия, только вызвала улыбки.
Тема 6
Задание. Рассмотрите четыре варианта действий руководителя, дающего поручение своему секретарю:
|
|
1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить: “Уважаемые господа, запятая ... В продолжение нашей беседы ... ”
В данном случае подробно разъясняется, в чем заключается задача сотрудника и как ее следует выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.
2. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 3 часа мы его вместе посмотрели?
При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотруднику самому выработать предложение и при необходимости вносятся коррективы. Перед отправкой письма осуществляется контроль.
Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром, с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.
В этом случае дается распоряжение и лишь потом следуют разъяснения, как его выполнить, если сотрудник сам об этом попросит (например: “Вы сами подпишете письмо или это сделаю я?”). Будет ли осуществлён контроль до отправки письма, зависит от того, попросит ли об этом сотрудник.
3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом?
Данную манеру руководства называют делегированием: дается распоряжение о том, что требуется, а выполнение поручается самому сотруднику. Контроль осуществляется, как правило, уже после того, как письмо отправлено.
Вопросы: Какая из формулировок задания и почему характерна для процесса формирования команды (отбора в нее)? Поясните ответ.
Тема 7