Философские мотивы лирики С. А. Есенина (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Все лирические произведения С. А. Есенина можно назвать философскими. Пониманию философских взглядов поэта может помочь его статья "Ключи Марии". Сергей Есенин считает, что мертвого не существует, все и вся имеют душу, а значит, наделены способностью чувствовать и переживать.
В центре внимания поэта личность и ее связь с миром, отношения между человеком, обществом и природой.
В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.
Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего творчества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной Руси.
В стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная" (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мотивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где "в ризах образа", на' низеньких околицах, на. "кротком Спасе" в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, "звонкий, как сережки", видеть на лугах "веселый пляс", чувствовать бесконечность родимых просторов ("Не видать конца и края - только синь сосет глаза"). Все это рождает преданную сыновнюю любовь.
Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, который можно назвать периодом "двойного зрения". Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Родина становится дороже, чем рай:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"

 

Стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся...." тоже написано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных", - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно "край любимый". А в нем - все прекрасно: резеда, "риза кашки", вызванивающие ивы, болото, которое "курит", даже "гарь в небесном коромысле". Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть...

 

Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина -. многогранность и диалектичность, выражающую сложность души лирического героя.
Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: