Интерактивные учебно-программные средства на базе персонального компьютера с успехом используются на самых различных по содержанию и организации учебных занятиях. При этом они органично вписываются в рамки традиционного обучения, способствуют активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживают интерес к изучаемой теме, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.
Однако, возросший объем информации, усиленная ее концентрация и повышенная скорость подачи учебного материала неизбежно увеличивают умственное напряжение, темп учебной работы, нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Это требует особенно внимательного подхода к организации учебных занятий с использованием мультимедийной техники.
Исследования воздействий учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств на работоспособность и функциональное состояние организма учащихся показали, что для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы:
|
|
o длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа;
o продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах учебного занятия;
o выполнение требований к режиму использования компьютеров на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Согласно п. 9.4 СанПин 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий для учащихся составляет не более 25 минут. Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.
Согласно санитарным нормам и правилам, длительность работы педагогов в аудиториях, оборудованных персональной компьютерной техникой, не должна превышать 4 часов.
В соответствии с санитарными нормами определяются следующие требования к качеству изображения:
o Мультимедийные презентации рекомендуется применять через 5-10 минут после начала занятия. Большое внимание следует уделить установке в аудитории мультимедийного проектора и экрана. Проектор помещается, как правило, на подставках высотой 1,1-1,5м. При этом оптическая ось проектора должна быть перпендикулярной экрану. Если не удается выполнить эти условия, в современных проекторах используют настройку «Основной принцип», с помощью которой устраняются искажения изображения по горизонтали и вертикали.
o Нормативный размер изображения (Н) для учебного помещения рассчитывается по формуле: H = L: 5, где L – длина аудитории в метрах.
|
|
o Наименьшая высота буквы (h), проецируемой на экран, определяется по формуле: h = 0,003D, где D – расстояние от учащихся, сидящих за последними столами аудитории, до экрана. Этот норматив обязаны учитывать составители учебных мультимедийных презентаций при выборе размера шрифта в PowerPoint (18-22р.).
Рекомендуемые размеры шрифтов
Вид объекта | Минимальный размер шрифта |
Заголовок слайда | 22 - 28 pt |
Подзаголовок | 20 - 24 pt |
Текст | 18 - 22 pt |
Подписи данных в диаграммах | 20 - 24 pt |
Подписи осей в диаграммах (если есть) | 18 - 22 pt |
Заголовки осей в диаграммах (если есть) | 18 - 22 pt |
Шрифт легенды | 16 - 22 pt |
Номер слайдов | 14 - 16 pt |
Информация в таблицах | 18 - 22 pt |
o При выполнении письменных заданий с использованием средств мультимедиа освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 лк.
o Расстояние от центра экрана до пола в аудитории должно составлять 1,5 м; в актовом зале, как правило, – 2 м.
o Для демонстрации слайдов презентации наиболее приемлемы стандартные диффузионно-рассеивающие переносные экраны типа ЭБМ-С (экран бело-матовый сворачиваемый), ЭНБ-С (экран направленный белый, сворачиваемый).
Простые советы
Подводя итоги, можно предложить несколько простых советов, оптимизирующих создание и использование презентаций в учебных целях.
· Нельзя игнорировать титульный лист презентации, так как он организует внимание аудитории и настраивает ее на дальнейшую учебную работу.
· Указание авторства презентации и места ее создания является непременным условием взаимодействия с аудиторией, так как этим Вы принимаете на себя ответственность за качество выполненной работы и демонстрируете принадлежность к определенному профессиональному сообществу.
· Не следует отказываться от использования списка слайдов презентации, сгруппированного по темам сообщения, так как это позволяет легко ориентироваться в объемных презентациях. Этот слайд не обязательно показывать аудитории. Он предназначен для личного пользования.
· Обращайте внимание на простоту и доступность слайдов для восприятия: информационная перегруженность мешает созданию опорного конспекта лекции или иного учебного материала. Не следует пытаться включить весь текст своего выступления в формат слайдов: лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, которые не могут быть в полной мере осмысленны учащимися. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.
· Важным является представление основных дидактических единиц учебного материала. Среди них: план, цель (задачи), основные положения темы, определения понятий, статистические данные, алгоритмы действий, формулы и т.д.
· Презентация сопровождает речь преподавателя, но не заменяет ее. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные преподавателем, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.
· Следует помнить, что презентация в первую очередь предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения сложных для понимания положения (схема, алгоритм и т.д.), но не для упрощения своего повествования.
· Не забывайте о значении заключительных слайдов, в которых представлены заключение, выводы, итоги и, наконец, список литературы.
· Используйте однородный фон для слайдов (например, белый или серый), так как он не отвлекает внимание от основного содержания и не является раздражающим фактором.
· Остерегайтесь больших таблиц и длинных многоуровневых списков.
|
|
· Если Вы хотите обратить внимание на себя и свое выступление, – создайте слайд с одной ключевой надписью, выполненной крупным шрифтом. Внимание сразу переключится на Вас.
· При организации защит, представлений результатов курсовых или выпускных квалификационных работ можно обратиться к помощи коллеги в перелистывании слайдов: предложить ему текст доклада с указанием номеров слайдов, чтобы он мог ориентироваться по этому документу. Отрепетируйте с ним выступление заранее.
· Не следует включать функцию автоматического переключения слайдов, если у презентации нет специальной задачи. Например, она используется для демонстрации тестовых заданий.
· Просчитайте все возможные неудачи с техникой. Заранее скопируйте на рабочий стол ноутбука файл с презентацией и проверьте, как он работает. Обязательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте или диске. Ноутбук или проектор в любой момент могут «зависнуть» или отключиться, поэтому Вы должны продумать, что делать в такой ситуации.