Гимнастика с элементами акробатики

На занятия гимнастикой с элементами акробатики в X–XI классах отводится значительное количество учебного времени. В старших классах продолжается более углублённое изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения.
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности (с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажёрах); в занятиях с девушками — более сложные упражнения с предметами (булавами, скакалкой, обручем, мячом) и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отмечаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путём соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединёнными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включённые в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития двигательных способностей, но и для воспитания волевых качеств, формирования красивой осанки, фигуры, походки. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.
Для совершенствования строевых упражнений применяются повороты в движении кругом, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении; для совершенствования общеразвивающих упражнений без предметов — комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении.
Для освоения и совершенствования висов и упоров на уроках гимнастики с юношами применяется материал, пройденный в предыдущих классах, а также: подъём в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь; подъём переворотом, подъём разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. При занятиях с девушками рекомендуем толчком ног подъём в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом; равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок.
Для освоения и совершенствования опорных прыжков с юношами применяется прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–120 см (X класс) и 120–125 см (XI класс). При занятиях с девушками рекомендуем прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см).
Освоение и совершенствование акробатических упражнений с юношами проводится с применением следующих упражнений: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; переворот боком; прыжки в глубину (высота 150–180 см); комбинации из ранее освоенных элементов. При занятиях с девушками рекомендуем сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках; комбинации из ранее освоенных элементов.
Для развития координационных способностей учащихся старших классов применяются: комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; различные способы ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений; упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, гимнастической стенке, гимнастических снарядах; акробатические упражнения, упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями; эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений; ритмическая гимнастика.
Большое внимание на уроках гимнастики с элементами акробатики с учащимися старшего возраста уделяется развитию двигательных способностей. Для развития силовых способностей и силовой выносливости у юношей целесообразно применять лазание по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость, лазание по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног; подтягивания; упражнения в висах и упорах, со штангой, с гирей, гантелями, набивными мячами. Для девушек круг таких упражнений значительно меньше. Это могут быть упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в парах.
Скоростно-силовые способности учащихся обоего пола можно развивать, применяя опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча. Гибкость развивают с помощью общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для различных суставов, упражнений с партнёром, акробатических упражнений, на гимнастической стенке, с предметами.
Учащиеся должны овладеть знаниями: об основах биомеханики гимнастических упражнений; о влиянии их на телосложение, воспитание волевых качеств; об особенностях методики занятий с младшими учащимися; о технике безопасности при занятиях гимнастикой; об оказании первой помощи при травмах.
Для овладения организаторскими способностями целесообразно привлекать старшеклассников к выполнению обязанностей помощника судьи и инструктора, проведению занятий с младшими учащимися.
Для самостоятельных занятий им можно рекомендовать программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Учащиеся должны овладеть навыками самоконтроля при занятиях гимнастическими упражнениями. Кроме этого, для самостоятельных занятий старшим учащимся можно рекомендовать и другие упражнения для развития двигательных способностей.
Виды упражнений, применяемых на занятиях гимнастикой с элементами акробатики, многочисленны и разнообразны, и каждый из них имеет свою специфику. Её необходимо учитывать, так как это в значительной мере определяет выбор методов обучения и форм организации занятий.
Подъём разгибом (юноши). Выполняется на брусьях из упора на руках, из виса согнувшись и с прыжка. Все подъёмы могут выполняться как в середине, так и на концах брусьев.
Подъём из упора на руках — самый простой из подъёмов разгибом, поэтому с него начинают изучение элементов этой группы.

Последовательность обучения:
• на полу: из стойки на лопатках (руки на полу), упор лёжа на спине согнувшись, затем, разгибаясь в тазобедренных суставах, с последующим торможением ног принять положение седа;
• упор на руках согнувшись, подъём махом и с силой;
• из упора на руках согнувшись, сед на одну жердь перед кистью;
• из упора на руках согнувшись (опираясь бёдрами о жерди), сед ноги врозь перед кистями; в последующих попытках обратить внимание на то, чтобы бёдра коснулись жердей позже, чем плечи поднимутся над жердями;
• из размахивания в упоре на руках подъём разгибом. Махом вперёд, сгибаясь, в последний момент принять положение упора согнувшись. Опуская спину до уровня жердей, быстрым движением разогнуться в тазобедренных суставах. Как только короткое разгибание заканчивается, тело стремится подняться, перейти в вертикальное положение. Этот переход усиливается толчком плечами о жерди; дальнейшее разгибание ног продолжается уже в упоре, помогает начавшемуся маху назад. Мах назад позволит соединить подъём разгибом с другими элементами.
Стойка на плечах из седа ноги врозь (юноши). Перехватить руки поближе к бёдрам и, подавая плечи вперёд и сгибая руки, силой оторвать бёдра от жердей. Когда спина примет вертикальное положение, опустить плечи до уровня жердей и развести локти в стороны. Разогнуться в тазобедренных суставах и соединить ноги. Голова слегка отведена назад.

Последовательность обучения:
• на стоялках с помощью преподавателя освоить правильное положение тела в стойке на плечах;
• на низких брусьях или стоялках из седа ноги врозь силой стойка на плечах;
• из упора стоя на колене на низких брусьях махом другой ноги стойка на плечах;
• из размахиваний в упоре махом назад стойка на плечах.
Соскок махом назад (вправо) (юноши). Из крайнего положения на махе вперёд сделать высокий мах назад (стопы ног должны быть не ниже уровня плечевой оси). Достигнув необходимой высоты маха назад, нужно, смещая всё тело вправо обеими руками, перехватить левую руку на правую жердь и тотчас же отвести правую руку в сторону и опираться только на левую. Удерживая тело в умеренном прогибании, приземляться, держась левой рукой за жердь.

Последовательность обучения: соскок разучивается целостным методом. В процессе повторных попыток обращать внимание учащихся на последовательность чередования опорных фаз руками, двухопорная на двух жердях, двухопорная на правой жерди, одноопорная на правой жерди, правая рука в сторону.
Из виса присев на нижней жерди подъём в упор на верхнюю жердь (девушки). Из виса присев энергично выпрямить ноги, оттягиваясь по направлению вниз-назад и сохраняя полное провисание в плечевых суставах. Заканчивая выпрямление ног, резко нажать прямыми руками на верхнюю жердь вперёд-книзу и, оттолкнувшись ногами, выйти в упор. Правильное и последовательное выполнение всех действий обеспечивает приход в упор сверху.

Последовательность обучения:
• из виса присев вис стоя согнувшись на гимнастической стенке;
• из виса стоя согнувшись на гимнастической стенке прямыми руками притягивание к стенке (полусогнувшись) с помощью;
• напрыгивание в упор на нижнюю жердь с помощью;
• из виса присев на нижней жерди подъём в упор на верхнюю жердь.
Махом соскок из упора присев на одной (правой) ноге (девушки). Опираясь левой рукой о нижнюю жердь, правой — о верхнюю, махом левой ноги назад и толчком правой выйти в вертикальное положение, ноги соединяются за счёт торможения движения маховой ногой. В высшей точке передать тяжесть тела на левую руку и, оттолкнувшись правой рукой от верхней жерди, переставить её на нижнюю жердь, голову поднять, прогнуться. Передавая тяжесть тела на правую руку, отпустить левую и, поднимая плечи, приземлиться боком к снаряду, левая рука в сторону.

Последовательность обучения:
• на полу: из упора присев на правой (левой) махом левой и толчком правой стойка на руках;
• то же из упора присев на правой у гимнастической стенки (левая рука на полу, правая — хватом за рейку);
• то же, но после выхода в стойку оттолкнуться правой рукой от рейки и переставить её на пол;
• выполнение соскока на брусьях с помощью и самостоятельно.
Прыжок ноги врозь через коня в длину (высотой до 125 см) (юноши). Выполняется с замахом, для чего требуются энергичный разбег и сильный толчок ногами и руками. Руки ставятся на коня впереди туловища. Разведение ног начинается одновременно с толчком руками и сгибанием тела в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Разгибание после толчка руками выполняется главным образом за счёт поднимания плечевого пояса вверх.

Последовательность обучения:
• прыжок ноги врозь прогнувшись с высоты 50–100 см;
• прыжки на месте с опорой руками о снаряд (при выполнении следить, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч);
• с разбега полёт на горку матов (или коня, накрытого матом) высотой до 120 см;
• из приседа на ближней части коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть;
• прыжок ноги врозь через коня в длину, мостик сбоку, постепенно отодвигая его до положения перед конём;
• прыжок ноги врозь через коня, накрытого матом;
• то же без мата.
Прыжок углом толчком одной ногой (девушки). Выполняется через коня в длину. Мостик ставится сбоку от коня у ближнего края. С разбега оттолкнуться левой (правой) ногой (дальней от снаряда) и опереться правой (левой) рукой на коня. Одновременно с толчком выполнить мах правой (левой) ногой вверх-вправо и быстро подсоединить к ней толчковую ногу, чтобы над снарядом ноги были вместе. Удерживая плечи над площадью опоры, вытянуться вперёд (вывести вперёд таз) и, отпуская правую, опереться левой рукой на снаряд. Приземлиться левым боком к снаряду.

Последовательность обучения:
• из седа на правом бедре с опорой за телом взмахом ногами вперёд и вправо соскок с коня с приземлением левым боком к нему;
• из седа на правом бедре на низких брусьях соскок углом через обе жерди с помощью и самостоятельно;
• с 2–3 шагов наскок в сед на коня (соединить ноги к началу седа для усвоения техники отталкивания и начала прыжка углом);
• прыжок углом с помощью и самостоятельно.
Кувырок через препятствие (высотой до 90 см) (юноши). Из полуприседа, руки назад, сделать мах руками вперёд, одновременно оттолкнуться ногами, прыгнуть на руки, наклонить голову вперёд, мягко сгибая руки, перекатиться на лопатки, сгруппироваться и закончить кувырок.

Последовательность обучения:
• начинать обучение следует с приземления, для чего надо усвоить следующие подготовительные упражнения:
• из основной стойки упасть вперёд на руки (смягчить падение сгибанием рук);
• из полуприседа небольшой наклон вперёд, махом рук и толчком ног прыжок вперёд на руки;
• стойка на коленях на высоте 50–60 см, упасть вперёд на руки, согнуть голову вперёд и сделать кувырок;
• прыжки через препятствие с постепенным увеличением высоты (во время полёта тело прогнуто) — с места и с разбега.
Стойка на руках (юноши). Выполняется махом одной и толчком другой, толчком двумя ногами и силой. Основной вариант — из основной стойки, руки вперёд-вверх, с шага наклоняться вперёд и опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Кисти немного повёрнуты наружу, пальцы врозь, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута, смотреть на кисти.

Последовательность обучения:
• из упора лёжа с помощью двух занимающихся, которые, стоя сбоку, поднимают за бёдра и голени, выполнить стойку на руках;
• из основной стойки махом одной и толчком другой стойка на руках с помощью;
• то же, но с опорой ногами о стену;
• выполнение стойки на руках самостоятельно.
Прежде чем разрешить самостоятельно выполнять это упражнение, учащихся следует обучить приёмам самостраховки. Опасным является падение со стойки вперёд на спину. В этом случае надо опустить одну руку и с поворотом, сгибаясь, встать на ноги.
Переворот боком (юноши). Выполняется с места и с разбега. Переворот влево выполняется из стойки на правой, левую вперёд, руки вверх. С широким шагом левой быстро наклонить туловище вперёд и, сгибая левую ногу, поставить левую руку вперёд на одной линии с левой ногой пальцами влево. После этого без остановки взмахом правой и толчком левой, последовательно опираясь руками, выйти в стойку на руках, ноги врозь. Руки и ноги ставятся на одной линии.

Последовательность обучения:
• повторить стойку на руках, ноги врозь с помощью или с опорой ногами о гимнастическую стенку;
• из стойки по направлению исполнения переворота толчком одной и махом другой стойка на руках, ноги врозь с поворотом с поддержкой за ноги со стороны спины;
• из стойки на руках, ноги врозь (боком по направлению переворота) опускание в стойку ноги врозь с помощью (вторая часть переворота);
• переворот боком с помощью и самостоятельно.
У специалистов в области физической культуры и спорта имеется богатый опыт применения гимнастических и акробатических упражнений в физическом воспитании учащихся — Т. Т. Ротерс (2000), В. Б. Межуев (2001, 2002, 2003), Е. В. Лютова (2006), А. А. Фомин (2006), М. В. Бойцова (2005), Е. Е. Коноштарова (2009), А. П. Рахманов (2001), Н. М. Безрукова (2008), Н. П. Остапенко и В. Я. Дихтярёв (2001). Их пособиями и статьями рекомендуем воспользоваться учителям физической культуры при проведении уроков по гимнастике с элементами акробатики.

 

Лёгкая атлетика

На уроках лёгкой атлетики в X–XI классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряжённо воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и способы в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углублённое изучение освоенных в VIII–IX классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности допустимо ознакомление старшеклассников с техникой и других видов лёгкой атлетики.
Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. Такие занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках лёгкой атлетики следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создаёт благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
Учителю следует давать учащимся знания и вырабатывать у них умения творчески применять освоенные на уроках легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по лёгкой атлетике для подготовки их к службе в армии.
Для совершенствования техники спринтерского бега на уроках лёгкой атлетики в X–XI классах применяют высокий и низкий старт до 40 м, стартовый разгон, бег на результат на 100 м, эстафетный бег. Для совершенствования техники длительного бега у юношей — бег в равномерном и переменном темпе 20–25 мин, бег на 3000 м, у девушек — бег в равномерном и переменном темпе 15–20 мин, бег на 2000 м. Для совершенствования техники прыжка в длину с разбега — прыжки в длину с 13–15 шагов разбега. Для совершенствования техники прыжка в высоту с разбега — прыжки в высоту с 9–11 шагов разбега.
Для совершенствования техники метания в цель и на дальность у юношей применяется широкий спектр упражнений. Среди них метание мяча весом 150 г с 4–5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1? 1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты в 500–700 г с места на дальность, с колена, лёжа; с 4–5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2 × 2 м) с расстояния 12–15 м; по движущейся цели (2 × 2 м) с расстояния 10–12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного–четырёх шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние.
Для девушек эти упражнения несколько отличаются. На уроках с ними используются: метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность; с 4–5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1 × 1 м) с расстояния 12–14 м. Метание гранаты 300–500 г с места на дальность; с 4–5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с 1–4 шагов вперёд-вверх на дальность и заданное расстояние.
На уроках лёгкой атлетики значительное время выделяется на развитие двигательных способностей старшеклассников с применением самых разнообразных упражнений. Для развития выносливости у юношей рекомендуется длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка; у девушек — длительный бег до 20 мин. Скоростно-силовые способности улучшаются посредством прыжков и многоскоков, метаний в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толкания ядра, набивных мячей, за счёт круговой тренировки. Развитие скоростных способностей происходит при применении эстафет, стартов из различных исходных положений, бега с ускорением, с максимальной скоростью при изменении темпа и ритма шагов. Совершенствование координационных способностей у учащихся старших классов осуществляется в процессе: челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бега с преодолением препятствий и на местности; барьерного бега; прыжков через препятствия и на точность приземления; метания различных предметов из различных исходных положений в цель и на дальность ведущей и неведущей руками.
Старшеклассники должны овладеть знаниями о биомеханических основах техники бега, прыжков и метаний. Они должны знать основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений, виды соревнований по лёгкой атлетике и рекорды в них, способы дозирования нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метаниями, технику безопасности при занятиях лёгкой атлетикой, правила соревнований.
Для совершенствования организаторских умений старшеклассников их привлекают к выполнению обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими учащимися.
Для самостоятельных занятий старшеклассникам полезно применять тренировку в оздоровительном беге, во время которой учащиеся должны владеть навыками самоконтроля.
На уроках лёгкой атлетики в старших классах применяются различные способы построения и проведения. Это могут быть уроки с преимущественной направленностью на:
• развитие скоростных и скоростно-силовых способностей;
• развитие выносливости;
• развитие координационных способностей;
• обучение и совершенствование техники двигательных действий.
Кроме этого, могут проводиться комплексные и контрольные уроки лёгкой атлетики.

Урок лёгкой атлетики, преимущественно направленный на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Чтобы достичь лучших результатов в развитии у учащихся старших классов скоростных способностей, в уроки лёгкой атлетики надо включать упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также все виды действий, в которых можно регулировать скорость движения. К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку и т. п. Все упражнения лучше применять в начале основной части урока, когда организм ещё не утомлён.
Можно создавать и облегчённые условия выполнения двигательных действий, например бег под уклон, метание лёгких по весу мячей и гранат и др. Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон, поэтому с большим эффектом можно прибегать к игровым и соревновательным приёмам.
Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространённым их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, прыжок, финальное усилие в метаниях).
Как правило, скоростно-силовые упражнения выполняются однократно с таким усилием, чтобы не замедлить скорость выполняемого движения. Это условие особенно важно соблюдать при выполнении финального усилия в метаниях, отталкивания в прыжках.
Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей на уроках лёгкой атлетики являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц.

Урок лёгкой атлетики, преимущественно направленный на развитие выносливости

При развитии силовой и скоростно-силовой выносливости на уроках лёгкой атлетики в X–XI классах ставится задача достижения у учащихся высокой способности противостоять утомлению. Следует подбирать нагрузку такой продолжительности, чтобы ученик проявил значительное волевое напряжение. Для этого используются равномерный, повторный, интервальный методы и круговая тренировка.
К основным средствам развития выносливости в максимальной зоне мощности относят циклические упражнения, продолжительность которых не превышает 5–10 с и выполняемые с максимальной скоростью. Как правило, эти упражнения выполняют повторным методом. Интервалы отдыха между беговыми упражнениями составляют обычно 30–45 с, а между сериями — 1,2–2 мин. Паузы для отдыха заполняют упражнениями на расслабление, ходьбой, чередуемой с дыхательными упражнениями, и т. д. Ведущим в развитии выносливости у учащихся старшего возраста является метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объём нагрузки. Повторное выполнение упражнения или их серий можно начинать при ЧСС 110–120 уд./мин.
Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на координацию движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Основные средства её развития — циклические упражнения, выполняемые с интенсивностью 65–70% от максимальной. По своему воздействию упражнения должны вызывать значительное повышение ЧСС и лёгочной вентиляции. ЧСС может достигать 160–180 уд./мин при частоте дыхания 45–50 цикл/мин.
Развитие выносливости у старшеклассников в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового упражнений. Повторное выполнение упражнения осуществляется при ЧСС 110–115 уд./мин. Выносливость в условиях больших нагрузок развивают, как правило, в конце основной части урока на фоне начального утомления. Чем больше утомление от предшествующей работы, тем меньше времени надо для получения одноразового тренировочного эффекта в развитии выносливости.
Основные средства для развития выносливости в условиях умеренных нагрузок — продолжительные циклические упражнения (например, длительная ходьба, кроссовый бег). Эти упражнения повышают ЧСС до 160–170 уд./мин. Одной из особенностей развития выносливости в этих условиях является необходимость длительного выполнения упражнения, что затруднительно на уроках лёгкой атлетики. Поэтому на школьных занятиях целесообразно обучать учащихся бегу с соответствующей скоростью, а увеличивать объём работы, наращивая продолжительность её выполнения, лучше при выполнении домашних заданий.

Урок лёгкой атлетики, преимущественно направленный на развитие координационных способностей

Выполнение любого легкоатлетического упражнения требует от учащихся достаточного уровня развития координационных способностей. Координационные способности связаны с качеством управления движениями. Среди них наиболее важными для учащихся является точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, которые проявляются в точности выполнения различных двигательных действий.
Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий, являются упражнения с отягощениями, причём вес предметов строго дозируется. Кроме этого, на уроках лёгкой атлетики в X–XI классах используют прыжки в высоту и в длину, метание мяча и гранаты на разные расстояния, что обусловливает приложение различных мышечных усилий.
Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени. На уроках лёгкой атлетики применяют циклические упражнения, выполняемые с различной скоростью передвижения.
В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности — точность пространственных, силовых и временных параметров — развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное упражнение позволяет акцентированно воздействовать на одну из них. Осуществляя такое воздействие, необходимо помнить, что данные способности наиболее эффективно развиваются у учащихся в фазе повышенной работоспособности. Нарастание утомления ведёт к резкому повышению числа ошибок в воспроизведении, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок.
В методике их развития у учащихся старшего возраста на уроках лёгкой атлетики важно систематическое и последовательное обучение разнообразным двигательным действиям и образование на этой основе всё более сложных форм координации движений. По мере овладения двигательными действиями следует постепенно повышать требования не только к точности и быстроте двигательных действий, но и к целесообразности и экономичности, стабильности и их осуществления в изменяющейся обстановке.
При прохождении материала по лёгкой атлетике в X–XI классах следует применять упражнения по выработке чувства пространства (прыжки и метания с различных расстояний), чувства времени (бег и прыжки в заданном темпе, пробегание коротких отрезков со скоростью 30–90% от максимальной с определением времени бега самим учеником), дифференцирования мышечных усилий (чередование прыжков в длину с места в полную силу с прыжками вполсилы, броски и метания различных предметов в цель, чередование метаний в цель при использовании мячей разной массы и формы).
Должное внимание на уроках лёгкой атлетики в X–XI классах следует уделять развитию координационных способностей у девочек, особенно в период полового созревания. Исследования показывают, что именно в этот период у девочек-подростков, имеющих III и IV стадии полового созревания, ухудшаются показатели моторики.
Для совершенствования координационных способностей у девочек рекомендуют упражнения как с предметами, так и без предметов. Применяют различные исходные положения, меняют способы выполнения упражнений, используют различные по массе, форме и объёму предметы. Упражнения, направленные на совершенствование координации движений рук, ног, рук и ног, целесообразно включать в эстафеты. Для их выполнения используются как фронтальный, так и поточный способы. Упражнения рекомендуют выполнять в правую и левую сторону, правой и левой рукой, правой и левой ногой.
При обучении легкоатлетическим упражнениям одним из требований является новизна разучиваемого упражнения. Элемент новизны поддерживается координационной сложности двигательного действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения.

Урок лёгкой атлетики, преимущественно направленный на обучение и совершенствование техники двигательных действий

Основа лёгкой атлетики — бег. Он составляет часть техники прыжков в длину и высоту и отдельных видов метаний (мяч, граната). Овладение легкоатлетическими упражнениями невозможно без развития у учащихся способности анализировать свои движения и сознательно управлять ими.
Основной метод обучения легкоатлетическим упражнениям — фронтальный, а в технически сложных видах (метания, прыжки) — групповой и индивидуальный. В настоящее время при прохождении материала по лёгкой атлетике всё шире используется программированное обучение. При изучении сложнокоординированных видов двигательных действий (метания, прыжки) целесообразно опережающее развитие двигательных способностей, необходимых для их овладения. Важно подчеркнуть, что двигательные способности надо развивать во взаимосвязи с овладением техникой.
На одном уроке обычно одновременно изучается несколько видов лёгкой атлетики. Необходимо правильное сочетание этих видов. Например, целесообразно проводить метание одновременно с овладением прыжком в высоту, а прыжки в длину с бегом на короткие дистанции.
Согласно биомеханическим законам дальность полёта снаряда и высота взлёта тела человека зависят от начальной скорости вылета, угла и высоты вылета, сопротивления воздушной среды. Основная роль принадлежит начальной скорости вылета снаряда или тела. Поэтому при обучении прыжкам и метаниям основное внимание должно быть уделено повышению этой скорости. В метаниях большое значение имеет путь предварительного разгона снаряда. Чем он длиннее, тем больше скорость движения снаряда в финальном усилии, тем выше результат. В прыжках же большее значение имеет разгон в отталкивании.
Циклические движения (бег) изучаются в целом. Движения ациклического характера (прыжки, метания) сложны в координационном отношении, и учащимся не по силам овладеть ими сразу в целом. Поэтому основной метод изучения прыжков и метаний — по частям в сочетании с целостным методом. Пользоваться этим методом нужно умело. Чрезмерно длительное изучение отдельных частей (в частности, метательных движений) приводит к тому, что по окончании школы ученики не умеют правильно ни метать мяч, ни прыгать.
В беге и прыжках главной фазой является отталкивание, в метаниях — финальное усилие. После успешного овладения этой фазой переходят к изучению остальных. Для обучения управлению основными параметрами движений целесообразно чередовать выполнение двигательных действий в облегчённых, обычных и усложнённых условиях. Учащихся нужно сразу учить рациональным способам выполнения двигательных действий (учитывая при этом и индивидуальные особенности), так как переучивание — чрезвычайно трудный процесс, требующий длительного времени.
Во всех видах бега, прыжков и метаний ученикам необходимо преодолевать взаимодействие с опорой. Поэтому важно научить их этому взаимодействию, так как от него во многом будет зависеть результат. Например, в метаниях необходимо добиться того, чтобы в работу последовательно включались мышцы ног, таза, туловища, плеча, предплечья и кисти, в беге и прыжках — таза, бёдер, голени и стопы. Сначала в работу включаются крупные и медленные мышечные группы, затем — мелкие и быстрые.
Главная фаза бега — отталкивание, которое выполняется за счёт разгибания толчковой ноги и выносом маховой. После овладения учащимися техникой бега по дорожке учитель усложняет условия: обучает бегу по пересечённой местности, преодолению естественных препятствий, распределению сил на дистанции, варьированию скоростью бега за счёт использования ориентиров, эстафетному бегу.
Начинать обучение прыжковым упражнениям целесообразно с прыжка в высоту, так как это даёт возможность лучше и быстрее научить учащихся отталкиванию в сочетании с разбегом. При изучении прыжка в длину с разбега в первую очередь изучают технику выполнения отталкивания в сочетании с полётом в шаге. Важно постоянно развивать прыгучесть учащихся, учить их быстро и эффективно отталкиваться, чтобы в момент отталкивания бедро маховой ноги активно посылалось вперёд-вверх и всё движение было широким и свободным.
Практика показывает, что наиболее трудноосваиваемый раздел программы — это метательные движения. Главная фаза метания — финальное усилие, за счёт которого достигается максимальная скорость вылета снаряда под определённым углом. При правильном метании движение начинается с работы ног, затем переходит на туловище и плечевой пояс. Завершают метание плечо, предплечье и кисть.
Хорошее средство обучения метательным движениям — метания в цель (горизонтальную, вертикальную и движущуюся). В этих упражнениях развивается не только глазомер, но и способность к управлению основными параметрами движений. При метании в цель нужно обращать внимание на правильное положение частей тела и их согласованную работу.
Большую пользу в обучении учащихся метанию при их целенаправленном использовании приносят упражнения с набивными мячами. Выполняя их, необходимо добиваться последовательного включения в работу мышц ног, туловища и рук, выпуска снаряда по правильной траектории и сохранения устойчивого положения после этого. Эффективны также упражнения с резиновой лентой. Учитель рекомендует учащимся выполнять их дома.
После овладения основами техники выполнения легкоатлетических упражнений занятия целесообразно проводить на местности. Это поможет учащимся научиться выполнять двигательные действия в нестандартных условиях.

Комплексный урок лёгкой атлетики

Если на уроках лёгкой атлетики в одинаковой мере решаются разные задачи, то они называются комплексными. На таких уроках в X–XI классах сочетаются задачи ознакомления с новым материалом и совершенствования в выполнении пройденного. В основной части этих уроков новый материал можно давать лишь в одном из видов упражнений (например, метаниях) и отводить на него больше времени. Остальной материал урока (например, бег, прыжки) повторяется для достижения лучшего выполнения упражнений.
Специфичных методических приёмов требует проведение комплексных уроков по лёгкой атлетике в разных условиях места и времени года: в зале, на площадке, на местности.
Проведение таких уроков в помещении удобно прежде всего в организационном плане. Относительно малая рабочая площадь, ограниченность поля обозрения, постоянство температуры позволяют лучшим образом сосредоточить внимание учащихся на решении задач урока. Однако занятия в помещении имеют и существенные недостатки, прежде всего гигиенического характера.
Поэтому необходимо использовать возможность проводить комплексные уроки по лёгкой атлетике в старших классах на открытом воздухе. Такие уроки способствуют закаливанию, укреплению здоровья, особенно если они проводятся при разной погоде и температуре. При этом занимающиеся лучше овладевают техникой и достигают более высоких результатов, чем в залах.
Проведение комплексных уроков по лёгкой атлетике на местности ещё в большей степени разнообразит упражнения и, главное, переносит учащихся в обстановку, очень близкую к условиям практической деятельности. Однако для технически грамотного выполнения большинства физических упражнений требуются специально оборудованные места занятий. Поэтому проведение комплексных уроков по лёгкой атлетике на местности следует чередовать с занятиями на спортплощадке.

Контрольный урок лёгкой атлетики

На контрольных уроках по лёгкой атлетике в X–XI классах подводятся итоги работы, проявляются и оцениваются знания и умения учащихся. Такие уроки проводятся в конце I и IV четвертей, но они могут быть и в течение всех этих четвертей. Контрольные уроки заранее планируются, ученики должны о них знать и систематически готовиться. По своей структуре эти уроки не отличаются от других типов уроков. Их особенность состоит в том, что контрольные упражнения являются основными в уроке.
Контрольный урок предназначен для подведения итогов обучения по каждой теме раздела программы по лёгкой атлетике. Оцениваются все или большинство учащихся. На уроке создаются условия, при которых учащиеся наилучшим образом проявят свою подготовленность: специальная разминка, пробные попытки. Главным итогом урока должно быть понимание каждым учащимся того, за что он получил ту или иную оценку и каковы для него пути повышения успеваемости.
Контрольные уроки по лёгкой атлетике в старших классах проходят обычно по типу спортивных соревнований. На них должны быть обеспечены строгий порядок, соответствие правилам соревнований, чёткая фиксация результатов.
Успеваемость по лёгкой атлетике определяется по трём критериям:
• степени усвоения и практической реализации знаний;
• качеству выполнения двигательных действий, выражающемуся в уровне владения техникой при выполнении упражнений, предусмотренных программой;
• нормативам, предусмотренным школьной программой.
Итоговая оценка выводится с учётом всех трёх её компонентов, а в тех видах упражнений, где нет количественных показателей, она определяется по технике движений и знанию соответствующего теоретического материала.
При обучении и совершенствовании техники легкоатлетических упражнений и развитии двигательных способностей учащихся на уроках лёгкой атлетики в старших классах рекомендуем воспользоваться также предложениями, изложенными различными авторами в статьях в журнале «Физическая культура в школе» (Е. М. Аг-Оол (2007); В. В. Семёнов (2006); Л. Б. Байтман, С. В. Зуев (2000); А. А. Марков, С. М. Масленников (2000, 2001); А. И. Игнатьев (2002); В. А. Семёнов (2006); С. А. Баранцев, А. М. Шлемин, Т. В. Береуцин (2003); С. А. Баранцев, А. П. Сергеев (2007); С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, А. П. Сергеев (2008); В. Б. Попов (2001, 2003); В. В. Куцаев (2008, 2009); И. И. Должиков (2006); С. П. Аршинник, В. И. Тхорев (2008).

 

Лыжная подготовка

Уроки лыжной подготовки в X–XI классах направлены на совершенствование техники передвижения с использованием различных переходов с хода на ход, комбинированных ходов. Эти элементы лучше всего отрабатывать на пересечённой местности, где склоны помогают совершенствовать не только умения в спусках с гор и подъёмах в гору, но и навыки комбинированных ходов. Необходимо так подобрать тренировочный круг, чтобы на нём были отлогие подъёмы и участки под уклон. Круги могут быть длиной до 1 км. Для того чтобы более успешно совершенствовать лыжную технику и умение применять тот или иной ход, можно прокладывать круг на различных снежных покрытиях. Рыхлый снег, ледяная корочка, глубокий снег способствуют совершенствованию техники лыжных ходов, приспособлению учащихся к передвижению в различных условиях состояния лыжни.
В старшем школьном возрасте основная работа на уроках физической культуры по лыжной подготовке сводится к совершенствованию функциональных возможностей занимающихся и развитию двигательных способностей, поэтому появляется задача формирования у них навыков правильного дыхания. Так, при передвижении одновременными ходами выдох надо выполнять вместе с отталкиванием руками и наклоном туловища, вдох выполняется при выпрямлении и выносе палок. При передвижении попеременным двухшажным ходом чаще всего цикл дыхания приходится на два цикла хода. С увеличением хода и повышением скорости передвижения меняется это сочетание. На каждый цикл хода приходится один цикл дыхания. Дыхание устанавливается в зависимости от скорости и интенсивности работы непроизвольно.
Постепенное увеличение скорости до околопредельной, соревновательной и максимальной способствует расширению диапазона навыков, их прочности усвоения. С увеличением скорости изменяется фазовая структура хода и динамика опорных реакций, меняются и временные характеристики движений в технике лыжных ходов. Поэтому в процессе учебных занятий необходимо варьировать скорости, на которых проходит совершенствование лыжных ходов. Большое внимание в X–XI классах уделяется сочетанию лыжных ходов. Правильное владение ими в процессе передвижения значительно повышает скорость учащегося.
Комплексной программой по физическому воспитанию учащихся X–XI классов предусмотрено развитие двигательных способностей учащихся на уроках лыжной подготовки.
Для развития скоростных способностей применяется бег на дистанции 150–200 м (юноши) и 100–150 м (девушки). Количество повторений не должно быть более 5–7. После прохождения каждого отрезка необходим достаточный отдых. Если же результаты начинают снижаться даже после продолжительного отдыха, то работу по развитию скоростных способностей необходимо прекратить.
При прохождении дистанции на скорость необходимо активно отталкиваться ногами, производить широкий скользящий шаг и быстрое отталкивание руками. Следует избегать сумбурных, малоэффективных движений, всё должно быть подчинено правильному и быстрому прохождению дистанции. Часто можно наблюдать, как учащиеся, желая развить высокую скорость, начинают чаще работать ногами, но результат от этого не становится лучше. Только правильно выполняемое действие позволяет достигать высокой скорости передвижения на лыжах.
Повторное выполнение серий заданий при развитии скоростных способностей позволяет увеличить объём нагрузки и добиться более стабильного времени прохождения различных отрезков дистанции. В каждой серии следует проходить по 3–4 отрезка при постоянных интервалах отдыха, до полного восстановления сил. Затем можно предоставить учащимся более продолжительный отдых (до 10 мин) и повторить серию.
Особое внимание следует уделить развитию скоростной выносливости. Для этого целесообразно в работе со старшеклассниками использовать повторный и переменный методы. При применении повторного метода рекомендуется прохождение отрезков 300–600 м (юноши) и 300–450 м (девушки) 5–7 раз с большой интенсивностью. Если же результаты начинают резко снижаться (примерно на 20–25%), то работу следует прекратить. При достаточно хорошей подготовке учащихся дистанции можно увеличивать до 800 м (юноши) и 600 м (девушки).
При использовании переменного метода возможно применение нескольких вариантов проведения уроков лыжной подготовки в старших классах.
Вариант 1. В уроки включается прохождение дистанции со средней скоростью: 4–6 км юноши, 3–5 км девушки. При прохождении указанной дистанции рекомендуется сделать 3–4 ускорения по 400–500 м (юноши) и 2–3 ускорения по 300–400 м (девушки). Для выполнения ускорений необходимо ставить определённые ориентиры, которые знакомы учащимся.
Вариант 2. Прокладывается восьмёркой два круга — 400–500 м и 500–700 м. Учащиеся проходят в максимальном темпе малый круг, переходят на большой и в среднем темпе, отдыхая, двигаются по большому кругу. Затем снова переходят на малый круг и проходят его в максимальном темпе, опять переходят на большой и т. д. Таких повторений на малом круге может быть 5–6 (юноши) и 3–4 (девушки). Если результаты на малом круге значительно не снижаются, то можно после отдыха в 8–10 мин повторить серию. Преимущество этого варианта состоит в том, что учитель видит работу почти всех учащихся и имеет возможность корректировать её.
Кроме развития скоростных способностей, скоростной и общей выносливости, в уроки физической культуры по лыжной подготовке в X–XI классах целесообразно включать различные упражнения для развития силовых способностей. Это могут быть длительные передвижения без работы ногами одновременными ходами по лыжне, имеющей различный рельеф.
Для того чтобы эта работа не казалась монотонной и для увеличения эмоциональности, можно устраивать различные эстафеты на отрезках от 50 до 200 м. Руки могут отталкиваться, как при одновременном ходе, или работать попеременно, а ноги не должны двигаться и помогать в работе.
В ходе всех уроков лыжной подготовки осуществляется и подготовка к сдаче нормативов школьной программы по физическому воспитанию. Не следует забывать и о некоторых вопросах теории лыжного спорта, поэтому в период отдыха целесообразно рассказывать учащимся об истории лыжного спорта, о методах развития двигательных способностей лыжника, об использовании лыжных мазей, о подготовке лыжного инвентаря, правилах соревнований по лыжному спорту, технике безопасности при проведении уроков и самостоятельных занятий.
Общая схема проведения уроков лыжной подготовки в X–XI классах остаётся такой же, как и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с учётом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересечённой местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования.
Паузы, возникающие во время отдыха, необходимо заполнять упражнениями с малой интенсивностью, желательно с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.
Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд./мин. Не следует резко увеличивать скорость, её нужно повышать постепенно, от урока к уроку. Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.
Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.
При освоении техники лыжных ходов в X классе используют переход с одновременных ходов на попеременные, преодоление подъёмов и препятствий, прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши); в XI классе — переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование, прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши).
Учащиеся X–XI классов должны овладеть знаниями о правилах проведения самостоятельных занятий, особенностях физической подготовки лыжника, основных элементах тактики в лыжных гонках, правилах соревнований, технике безопасности при занятиях лыжным спортом, правилах оказания первой помощи при травмах и обморожениях.

 

Элементы единоборств

В учебный материал по единоборствам программы физического воспитания для учащихся X–XI классов общеобразовательных учреждений входят приёмы самостраховки, борьба лёжа и стоя, учебная схватка, силовые упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.
Для того чтобы обучить учащихся X–XI классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа. Обычно урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.
Разминка используется для подготовки организма к выполнению приёмов борьбы для совершенствования техники единоборств. Разминку рекомендуется начинать с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперёд и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Всё выполняется в течение 2–4 мин.
Затем переходят к выполнению специальных упражнений. Это могут быть приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперёд-назад и в стороны, отжимание в упоре лёжа, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание туловища лёжа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.
В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивают разминку обычно выполнением акробатических упражнений (кувырков вперёд и назад, подъёмов разгибом, стоек на руках с помощью) и приёмов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперёд с кувырком, падение назад из приседа).
Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приёмов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило, около 3–5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных способностей, необходимых для единоборств (мышечной силы, скоростной выносливости, координационных способностей), то время для разминки увеличивается до 7–10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной.
После разминки необходимо поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры, так и самими учащимися. Однако прочное владение приёмами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приёмам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить с учащимися падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и падение кувырком вперёд через лежащего партнёра. Отработку приёмов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приёмов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приёма.
В основную часть, как правило, включают освоение 1–2 новых приёмов, а также совершенствование ранее изученных приёмов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить учащихся новым приёмам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лёжа.
В процессе обучения отдельному приёму выделяют три этапа: знакомство с приёмом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у учащихся целостного представления о технике выполнения данного приёма. При этом используются рассказ, показ выполнения приёма в целом и отдельных его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда приём может быть применён. После этого переходят к разучиванию приёма. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда приём прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приёмы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить приём на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приёма демонстрируются учащимися достаточно уверенно, приём выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приёма скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной.
После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию умения. Для этого приём выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приёмов: изменение исходного положения, выполнение приёма на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приёма, выполнение приёма по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как учащиеся могут быстро устать и это приведёт к нарушениям техники выполнения приёмов.
В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.
Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.
Для освоения техники владения приёмами единоборств в X–XI классах применяют приёмы самостраховки, борьбы лёжа и стоя, учебные схватки. Развитие координационных способностей осуществляется при использовании пройденного материала, подвижных игр. Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые упражнения и единоборства в парах.
Старшие учащиеся должны овладеть знаниями о самостоятельной разминке перед поединком, о влиянии занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств, о технике безопасности, о гигиене борца, о правилах соревнований по одному из видов единоборств.
Для овладения организаторскими способностями учащихся X–XI классов нужно привлекать к судейству учебных схваток одного из видов единоборств.
Для самостоятельных занятий можно рекомендовать им упражнения в парах, овладение приёмами страховки, подвижные игры, используя при этом элементы самоконтроля при занятиях единоборствами.
Остановимся более подробно на описании техники и методике обучения некоторым приёмам единоборств.
При обучении учащихся передней подножке необходимо строго следить за правильным выполнением самостраховки при падении, не допускать опасных движений головой, коленями и локтями в сторону партнёра. Все броски разучиваются в обе стороны (вправо и влево). Перед разучиванием приёма учащихся необходимо распределить по парам, приблизительно равным по росту и весу. Все броски выполняются только от центра ковра к краю.
При обучении броску через бедро необходимо придерживаться тех же рекомендаций, которые даны для обучения передней подножке. Бросок через бедро более сложен для овладения, так как требует использования больших усилий и более прочного овладения приёмами самостраховки.
Приём начинается с прочного захвата левой рукой за рукав соперника на уровне его локтевого сгиба, а правой — за спину на уровне пояса. Выводя соперника из равновесия рывком влево на себя, необходимо развернуться к нему спиной, плотно прижав своё правое бедро к сопернику. Колени при этом должны быть согнуты. Наклоняясь вперёд и распрямляя ноги в коленях, бросить соперника вперёд.
При обучении учащихся ударам кулаком в голову, защите от них, а также от удара ножом сверху нужно следить, чтобы приёмы выполнялись без максимальных усилий и в замедленном темпе. Удары кулаком и ножом должны только обозначаться и носить только учебный характер.
Удар кулаком в голову выполняется из основной стойки, которую принимают для рукопашного боя. С шагом правой ногой вперёд к сопернику выпрямляют правую руку и наносят резкий удар в область подбородка или солнечного сплетения соперника. Кулак при этом должен быть плотно сжат. При выполнении удара нужно следить за тем, чтобы после удара учащиеся сохраняли равновесие. Ошибкой считается потеря прочной опоры после удара или задержка атакующей руки у головы соперника.
Последовательность обучения:
• принять боевую стойку;
• в боевой стойке сделать шаг вперёд и назад;
• удары кулаком на месте в медленном темпе;
• удары с шагом.
В качестве защиты от удара кулаком в голову можно применять следующий приём. Соперники находятся друг перед другом в боевой стойке. Нападающий наносит прямой удар кулаком в голову защищающемуся. Для защиты необходимо с шагом правой ногой вперёд отбить руку нападающего вверх предплечьем своей разноимённой (по отношению к нападающему) рукой. Левой рукой захватить одежду на правой руке нападающего, правой рукой захватить отворот одежды у него на груди. Поворачиваясь влево спиной к сопернику, поставить левую ногу на одной линии с ногами соперника. Правой ногой перекрыть ноги соперника, при этом тяжесть тела перенести на полусогнутую левую ногу. Скручивающим движением влево-вниз бросить соперника на спину.
Защита от удара ножом сверху производится следующим образом. С шагом левой ногой вперёд отбить вооружённую руку соперника предплечьем левой руки. Захватить правое предплечье соперника, повернуться к нему спиной с захватом одежды на спине соперника и выполнить бросок через бедро. Последовательность обучения данному приёму такая же, как и в предыдущем случае.
Необходимо постоянно соблюдать правила безопасности во время отработки приёмов против ударов кулаком и ножом. Для тренировки нож изготовляется из плотного картона, при этом остриё клинка делается закруглённым.
При изучении приёмов борьбы лёжа рекомендуется использовать удержание сбоку, удержание со стороны головы, а также мост.
Обычно учащиеся быстро овладевают приёмами борьбы лёжа и различными видами удержаний. После ознакомления с приёмами рекомендуется отрабатывать их во время учебных схваток, когда партнёры поочерёдно нападают, стараясь выполнить удержание. После того как учащиеся овладеют приёмом «мост», можно отрабатывать его в качестве защиты от удержаний.
Для того чтобы закрепить все рекомендованные приёмы единоборства, учащиеся выполняют учебную схватку, в который один учащийся только нападает при помощи заданного приёма, а второй пассивно защищается и создаёт удобные положения для проведения приёма своим товарищем. Затем задание усложняется, и сопротивление защищающегося должно возрасти.
Учителя физической культуры и другие специалисты делятся своим опытом по проведению уроков с элементами единоборств в X–XI классах. Как считает А. П. Теньковский (2006), старшеклассники обязательно должны освоить хотя бы основы приёмов самозащиты и рукопашного боя.
Осваивая на уроках физической культуры элементы единоборств, необходимо развивать у старшеклассников-юношей силу. Ю. Г. Коджаспиров (2005) считает, что целенаправленно создавать и поддерживать значительные мышечные напряжения легче всего с преодолением внешнего сопротивления соперника. Развитие силы средствами единоборств избавляет педагога от насильственного принуждения своих учеников к активной деятельности. Автор полагает, что для развития силы применяемые разновидности единоборств должны быть насыщены доступными и интересными учащимся элементами силового сопротивления, реализуемого в увлекательной форме. Он предлагает использовать на уроках единоборств ряд силовых игр в парах.

 

Плавание

В общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия, в X–XI классах продолжается этап углублённого закрепления и совершенствования ранее пройденного материала, направленного на приобретение навыка надёжного и длительного плавания в глубокой воде. Одновременно с этим в уроки включаются новые элементы по освоению прикладного плавания. Уроки по плаванию можно чередовать с уроками по другим разделам, проводить их в виде отдельных курсов, а также выносить за сетку учебных занятий и заниматься в открытых водоёмах, соблюдая правила безопасности.
С девушками и юношами, которые в силу ряда причин не освоили навыки плавания, необходимо использовать программный материал предыдущих классов, организовать дополнительные занятия во внеурочное время. Учащимся, достигшим хороших результатов, можно давать задания по овладению всеми спортивными способами, разнообразить материал элементами фигурного плавания (для девушек), водного поло (для юношей), включать игры и эстафеты на воде.
В старших классах следует усилить акцент на использование водных процедур при занятии плаванием для укрепления здоровья и закаливания, формирования умений осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими учащимися, в самостоятельной двигательной деятельности в свободное время.
Для закрепления изученных способов применяют плавание спортивными способами. Для освоения плавания прикладными способами используется плавание на боку, брассом, на спине, плавание в одежде, освобождение от одежды в воде. Развитию выносливости учащихся старшего возраста способствует плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м, проплывание отрезков 25–100 м по 2–6 раз. Развитие координационных способностей осуществляется посредством применения специально-подготовительных, общеразвивающих и подводящих упражнений на суше, элементов водного поло и игры в водное поло (юноши), элементов фигурного плавания (девушки).
Учащиеся X–XI классов должны знать биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоёме и оказания доврачебной помощи пострадавшему в воде, технику безопасности при занятиях плаванием в открытых водоёмах и в бассейне.
Для овладения организаторскими способностями учащихся старшего возраста необходимо привлекать к выполнению обязанностей судьи. Они должны владеть основами методики и организации занятий с младшими учащимися.
Для самостоятельных занятий учащимся X–XI классов можно рекомендовать упражнения по совершенствованию техники плавания и развитию двигательных способностей, используя при этом элементы самоконтроля при занятиях плаванием.

Глава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: