Закрепление прав и свобод человека в законодательстве

Тема № 13 «ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ»

Права и свободы человека на разных исторических этапах развития общества

Человек - существо биосоциальное. С одной стороны, он представляет собой элемент живой природы, образует особый биологический вид - Homosapiens. С другой стороны, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Человек есть частица сообщества людей, отражающая все основные свойства и закономерности этого сообщества и активно участвующая в общественной жизни, в общественных отношениях. С момента рождения он является индивидом, единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. От этих понятий необходимо отличать понятие личности.

Под личностью понимается человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Иными словами, личность - это человек, занимающий определенное место в обществе. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, в котором он живет, и представляющим интересы этого общества государством. Являясь средством социального компромисса, государство согласовывает интересы общества в целом с интересами отдельных социальных групп и индивидов, определяет возможности и обязанности конкретных личностей, т. е. их правовой статус.

Человек, будучи родовым существом, выступает в трех ипостасях:

1. Как представитель Homosapiens, характеризуемый полом, возрастом, биологическими особенностями, природной одаренностью и т.п.

2. Является членом гражданского общества, характеризующегося социальным положением, родом занятий, видом деятельности, уровнем дохода и т. п.

3. Он же выступает и в качестве политического человека, гражданина государства. В этом своем качестве он руководствуется нормами культуры, законами государства, ему принадлежат естественные права человека.

Права человека - явление естественноисторическое, т.е. они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом исторической динамики общества. Права человека - это права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек. Они образуют совокупность принципов и норм, регулирующих определенные общественные отношения.

Каждая историческая эпоха включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права.

В первобытном обществе права и обязанности слиты в одно и юридически не закреплены.

В рабовладельческом обществе права закреплены за рабовладельцами и к ним относится формула софиста Протагора: «Мера всех вещей - человек». Рабы бесправны. По мнению Аристотеля, естественное право возможно только как политическое право, а права человека лишь как права гражданина, члена полиса, т.е. свободного. Платон выдвинул концепцию равенства женщин с мужчинами. Римские юристы обосновали тезис: «Под действие закона должны попадать все». Правда, под понятие «свободный» не подпадали рабы.

В феодальном обществе право связано с владением землей. Крепостные крестьяне имеют частичные права, в частности право на жизнь. В Новое время начинает господствовать концепция естественных прав человека, которая гарантирует не только право на жизнь, но и неприкосновенность личности, свободу, собственность и т.д.

Закрепление прав и свобод человека в законодательстве

Провозглашение прав и свобод личности, их закрепление в за­конодательстве является важнейшей предпосылкой к созданию подлинно открытого, свободного общества, поскольку верховенство закона, плюрализм и права человека являются составными частями демократии.

Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во вну­тригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. В этой связи можно говорить о том, что эволюция человеческого сообщества представляет собой прогрессирующее развитие свободы. Столетиями власть редко считалась с какими-либо интересами граждан, включая право на жизнь. В предшествующие времена делалась попытка найти компромисс в обществе и оградить личность от необоснованных посягательств власти, поставив ей в качестве барьера неотъемлемые, прирожденные, естественные права человека. Однако, права и свободы человека начали получать форму выражения только в работах голландских мыслителей Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы, а затем в трудах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка, Б. Констана, Т. Пейна, А.Н. Радищева и др.

Наиболее распространенной точкой зрения, проливающей свет на природу прав человека, является понимание их, прежде всего, как определенных социальных возможностей личности для полноценного, всестороннего и свободного развития, но они не должны быть препятствием для развития других.

Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. Ученые говорят о так называемых «трех поколениях прав человека».

«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.

«Второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства - социально-экономические права. В конце XIX - начале XX столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно разви­тых стран. Демократизация капитала, концентрацией производства и рост роли рабочего (профсоюзного) движения, стали главными причинами государственно-правового закрепления социально-экономических прав: право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.

«Правами третьего поколения» принято считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер: право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: