Ответ: x, y, w, z (A)

ИНФОРМАТИКА

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика»,440301 Педагогическое образование, 450302 Лингвистика, 460302 Документоведение и архивоведение

 

 

Санкт-Петербург


УДК 004.912

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Института экономики, менеджмента и информационных технологий

(протокол № _____ от 29 сентября 2016 г.)

 

Составители:

кандидат технических наук А.В. Дагаев

Рецензент

Профессор кафедры Информационных технологий и математики СПбУТУиЭ

доктор технических наук С.В. Колесниченко

0-64 Информатика: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. А.В. Дагаев, ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2016. — 30 с.

 

Методические указания разработаны на основании Макета методических рекомендаций по выполнению контрольной работы, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения представлены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлениям 38.03.01 «Экономика», 440301 Педагогическое образование, 450302 Лингвистика, 460302 Документоведение и архивоведение.

 

УДК 004.912

ББК 22.16:74.58

 

 

©ДагаевА.В.

© СПбУТУиЭ, 2016


Оглавление

Введение. 4

1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ. 5

2. Контрольная работа на дневном отделении. 6

3. Контрольная работа на заочном отделении. 7

4. Задания к контрольным работам.. 8

4.1 Вариант 1. 8

4.2 Вариант 2. 9

4.3 Вариант 3. 10

4.4 Вариант 4. 12

4.5 Вариант 5. 12

5. Пример теста по информатике. 14

6. Задание по тестам.. 20

6.1 Вариант 1. 20

6.2 Вариант 2. 23

7. Оформление контрольной работы.. 27

7.1 Процесс разработки. 27

7.2 Приложение А.. 28

7.3 Аналитическое описание. 29

7.4 Приложение Б. 30

 


Введение

 

Задачей контрольной работы в высшем учебном заведении является контроль знаний студентов. Контрольная работа выполняет проверку изученного материала и навыков его практического применения. Этот контроль может быть текущим или итоговым. Между контрольными работами, выполняемыми на дневном отделении и заочном отделении, есть определенная разница.

Написание контрольной работы практикуется в учебном процессе в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью контрольной работы студент постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

Выполнение контрольной работы следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). Затем необходимо изучить нормативные акты и другие литературные источники, рекомендованные преподавателем.

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке.


 

1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольных работ

 

При наборе контрольной работы с использованием компьютера необходимо соблюдать ГОСТ по оформлению текстовых материалов. Работа должна быть напечатана на бумаге формата А4 размером 210х297 мм, поля: левое – 2,5 см, верхнее и правое – 2,0 см, нижнее – 2,5 см. Текст работы набирается шрифтом TimesNewRoman. Для основного текста используется начертание – обычное, размер – 14 пт, выравнивание – по ширине, отступ «Слева» и «Справа» – 0 см, первая строка – отступ на 1,2 – 1,3 см, междустрочный интервал – «точно» 18 пт. Номера страниц проставляются внизу по центру. Для заголовков следует использовать стандартные стили, что позволит автоматически сформировать «Оглавление».

В конце работы приводится список используемой литературы, который должен быть оформлен в соответствии с требования ГОСТ Р7.05-2008. Объём контрольной работы 10-15 страниц.


 

 

2. Контрольная работа на дневном отделении

Контрольные на дневном отделении вуза можно разделить на две группы.

Первая группа – работы, выполняемые студентами в аудитории, под наблюдением преподавателя, в условиях, исключающих возможность использования различных домашних заготовок. Такая работа требует серьезной подготовки студента. Как правило, тема контрольной работы известна и проводится она по изученномуматериалу.

Преподаватель готовит задания либо по вариантам, либо индивидуально для каждого студента – на карточках. По содержанию работа может включать теоретический материал, задачи, тесты, расчеты и т.п. В любом случае работе предшествует инструктаж преподавателя.

Что требуется от студента, чтобы хорошо написать работу? Знание материала не всегда гарантирует высокое качество письменной работы. И причин здесь несколько.

Прежде всегонеобходимо продумать задание. Почему вопрос сформулирован именно так, а не иначе? Что конкретно он включает? Если смысл вопроса не совсем ясен, лучше сразу, не теряя времени, уточнить его у преподавателя. Нередко бывает так: студент, прочитав задание, но не вникнув в его суть, сразу начинает писать, схватив (как ему кажется!) ключевое слово задания. И только после того, как контрольная будет сдана, а иногда и позже, выясняется, что писал он совсем не о том. Не исключено, что студент знал этот материал, но поспешность и непродуманность вопроса привели к неудовлетворительной оценке.

Следующий недостаток контрольных работ – неполнота ответов. Вопрос студентом правильно понят, изложен схематично, фрагментарно, без аргументов, без примеров. По такому ответу трудно судить о глубине усвоения материала студентом. Если вы знаете материал, излагать его нужно максимально полно и последовательно.

Противоположный этому недостаток – многословие ответов. В большинстве случаев это связано со слабым знанием материала. Студент весьма приблизительно знает вопрос и потому пишет обо всем, что он знает (или хотя бы слышал) по теме контрольной работы.

Иногда студент, не владея материалом, пишет ответ общими фразами, как можно многозначительнее, чтобы потом попытаться доказать, что он именно и то имел в виду,что требовал от него вопрос. Нужно понять, что ни к чему хорошему такие уловки не приводят.

Любая контрольная должна носить обучающий характер. В последнее время все чаще стали проводиться работы, которые по своей сути являются более обучающими, чем контролирующими, некоторые из них можно назвать творческими. Это вторая группа контрольных работ на дневном отделении.

Для выполнения работы, которая именуется контрольной, но носит творческий характер, преподаватель разрабатывает методические рекомендации (или указания), проводит, если необходимо, консультацию, устанавливает срок выполнения работы, объясняет критерии и систему оценки работы.

В зависимости от задачи, поставленной преподавателем, формами таких контрольных могут быть: реферат, эссе, самостоятельная разработка концепции, проект и т.д.


 

3. Контрольная работа на заочном отделении

 

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения студентами-заочниками программного материала по всем предметам. Ее выполнение способствует расширению и углублению знаний, приобретению опыта работы со специальной литературой.

По одним дисциплинам тема контрольной работы четко определяется

преподавателем. По другим дисциплинам тема не может быть определена, так как носит комплексный характер, т.е. включает задания из различных тем курса, а также практические задания, тесты, задачи и т.п. В таких случаях просто пишут: «Контрольная работа по …(указывается дисциплина)».

Самая распространенная ошибка, которая допускается заочниками при выполнении контрольной работы, заключается в следующем. Стараясь уложиться в установленные вузом сроки, студент буквально в последние дни садится за контрольную, не проработав учебный материал. Но поставленные вопросы требуют ответа, и студент начинает выборочно что-то читать, стараясь не столько понять, сколько подобрать текст для ответа.

Практические задания, тесты, задачи выполняются плохо (или не выполняются) потому, что не изучен программный материал, у студента нет целостного представления о даннойучебной дисциплине.

Объем контрольной работы зависит, прежде всего, от широты темы теоретическогозадания, затем – от того, насколько подробно решаются задачи. Поэтому у разныхстудентов объем работ будет неодинаковым, но приблизительно его можно определить 7-12 листов формата А4.


 

4. Задания к контрольным работам

Вариант 1

  1. Из чего состоит имя файла?
  2. Опишите состав системного блока компьютера.
  3. Применяя символы * и? запишите шаблон поиска файлов и папок:
    1. Все файлы на диске B: с расширением.doc,.jpg
    2. Все файлы на дискеС:
    3. Все файлы на диске C: с именем windows
    4. Все файлы на диске D: имена, которых состоят из 4 букв
  4. Переведите в восьмеричную систему счисления число 10011112
  5. Переведите в двоичную систему счисления число 3310
  6. Как вызвать Контекстное меню в ОСWindows?
  7. Какую операцию на приведенном рисунке собирается выполнить пользователь?

 

  1. Какая комбинацияклавишвыполняет переход междуприложениями?
  2. Какие из данных пиктограмм являются ярлыком?

  1. Какое расширение у файловкоторым соответсвует значок ?
  2. Какая клавиша клавиатуры используется для ввода команды?
  3. Какая операция выполняется в Excelпри нажатии на кнопку ?

 

 

  1. Какая структура записи информации на CDи DVDдиски?
  2. В каком формате представлено число в ячейке А1?

 

  1. Запишите полный путь к каталогу «bin».

 

 

Вариант 2

1. Виды «жестких» дисков.

2. Определение файловой системе. Опишите операции с файлами.

3. Используя символы * и? запишите шаблон поиска следующей группы файлов и папок:

a. Все файлы на диске С: с именем.pas

b. Все файлы на диске D: с расширением.tmp,.bat

c. Все файлы на диске C: имена, которых начинаются с p и содержат 4 символа

d. Все файлы на диске D:

4. Чем обусловлены ограничения объема винчестера?

5. Переведите в двоичную систему счисления число 4210

6. В каких величинах измеряется количество информации?

7. Что будет если в проводнике пользователь нажмет на клавишу Enter?

 

8. Переведите в 16-ую систему счисления число 11001002

9. Какими горячими клавишами можно вызвать меню Windows?

10. Какую команду позволяет выполнить знак в Excel?

 

11. Как осуществить закрытие окна?

12. Какому типу файлов соответствует значок ?

13. Что выполняет кнопка в строке заголовка окна?

14. Дайте определение ярлыку.

15. Какую операцию на рисунке выполняет пользователь:

 

Вариант 3

1. Что такое оперативная память?.

2. Используя символы * и? запишите шаблон поиска следующей группы файлов и папок:

a. Все файлы на диске А: с именем trk

b. Все файлы на диске C: с расширением.bmp, у которых имя состоит из трех символов

c. Все файлы на диске D:

d. Все файлы на диске D: имена, которых начинаются с p и состоят из четырех символов

3. Определение операционной системы, основные функции.

4. Переведите в двоичную систему счисления число19310

5. Переведите в десятичную систему счисления число 4568

6. Какая функция корзины в Windows?

7. Сколько бит в одном терабайте?

8. Какое количество ярлыков расположено в окне обозревателя?

9. Какая команда вызывает программу представленную ниже?

 

10. Как набрать формулу в Excel?

11. Какая комбинация клавиш вызывает диспетчер задач Windows?

12. Что позволяет сделать кнопка в строке заголовка окна?

 

13. Какие папки не имеют вложенных папок?

14. Какому типу файлов соответствует значок ?

15. Как применяется функция представленная на рисунке?

 

Вариант 4

  1. Что такое контроллер, какова его основная функция?
  2. Основные команды командной строки в Windows.
  3. Какие бывают расширения у графических файлов?
  4. Переведите в троичную систему счисления число 7310
  5. Используя символы * и? запишите шаблон поиска следующей группы файлов и папок:
    1. Все файлы на диске D:
    2. Все файлы на диске А: с названием«word»
    3. Все файлы на дискеС: c расширением.exe, имена которых состоят из пяти символов и начинаются с буквы «E»
    4. Все файлы на диске С: с именами из 7 букв и с расширением.pdf
  6. Переведите в четверичную систему счисления число 10001112
  7. Какой объем данных может хранить DVDдиск?
  8. Как вызвать обновление активного окна в Windows?
  9. Что произойдет после нажатия кнопки ?
  10. Какому типу файлов соответствует значок ?
  11. Какие значки неявляются ярлыками?

 

  1. Что позволяет сделать кнопка в программе Excel?
  2. Какой формат данных представлен в ячейке B3?

 

  1. Какая комбинация клавиш позволяет выделить все объекты?
  2. Какой символиспользуется абсолютной адресации в MSExcel?

 

 

Вариант 5

1. Что такое файловая система.

2. Для чего применяется расширение файла?

3. В какой паке Windowsрасположена папка со шрифтами?

4. Какое из окон является активным?

5. Запишите полный путь к программе расположенной на диске «С»

 

6. Какие кнопки можно использовать для удаления файла?

7. Какому типу файлов соответствует значок ?

8. Переведите в двоичную систему счисления число 93410

9. Какая комбинация клавиш отменяет выполненное действие?

10. Переведите в десятичную систему счисления число 1010102

11. Используя символы * и? запишите шаблон поиска следующей группы файлов:

    1. Все файлы на дискеС:
    2. Файлы на дискеСсрасширением «dat»
    3. Файлы на диске Dс именами из 2 символов
    4. Все файлы на диске С: с именами из 4 букв и с расширением.txt

12. При каком сочетании клавиш, файл не будет удален в корзину?

13. Какие вы знаете периферийные устройства ПК?

14. Что позволяет сделать кнопка «» в MsWord?

15. Как изменить ярлык к файлу?

 

 


 

5. Пример теста по информатике

 

Задача 1 - 5б.

Сколько существует натуральных чисел x, для которых выполнено
неравенство 100111012<x<D616

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать ненужно

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение.

1. Переведем оба числа в десятичную систему счисления

D616= 6*160+D*161=6+13*16=21410

100111012=1*20+0*21+1*22+1*23+1*24+0*25+0*26+1*27=1+4+8+16+128=15710

2. Принимая во внимание тот факт, что границы нашего интервала не учитываются, выполняем вычитание: 214-157-1 = 56.

Ответ: 56 (B)

Задача 2- 5б.

Логическая функция F задается выражением ((x\/ y)/\w) /\ z

В таблице приведён фрагмент таблицы истинности функции F, содержащийвсе наборы аргументов, при которых функция F истинна.Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных w,x, y, z

? ? ? ? F
         
         
         

Варианты ответов:

A B C D
x, y,w,z y,x, w,z z, y,x,w y,w, x,z

Решение.

Рассмотрим целевую функцию более подробно. Заданное выражение состоит из двух частей соединенных операцией конъюнкции (логическим и). Чтобы целевая функция была равна 1, обе части выражения должны быть истины. Рассмотрим правую часть выражения, т.е. «z». Значение этой переменной должно быть равно одному, значит «z»=1, откуда следует, что «z»=0. Теперь обратимся к таблице, рассмотрим столбцы. Четвертый столбец всегда является ложным, это значит, что это переменная «z».

Рассмотрим левую часть выражения - ((x\/ y)/\w). Оно будет истинным в том случае если обе части истинны, значит «w» всегда будет равен 1. Обратимся к таблице, рассмотрим третий столбец, он всегда равен 1, значит это переменная «w».

Рассмотрим выражение x\/ y, оно должно быть всегда истинным. Рассмотрим строки. Допустим первый столбец «y» и второй «х», проверим на истинность. Разберем первую строку: 1 \/ 0=1; вторую строку: 0 \/ 0=1; третью строку 1 \/1=1. Значит, был сделан верный выбор. Если бы мы выбрали первым столбцом «x» и вторым «y», то выражение x\/ y в первой строке дало бы следующий результат: 0\/0=0, что является неправильным, т.к. выражение должно давать единицу. Значит первый столбец «y» и второй «х».

 

Ответ: x, y, w, z (A)

Задача 3 - 5б.

На рисунке снизу изображена схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

 

Б
А
В
Г
Е
И
Д

 

 

  П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7
П1              
П2              
П3              
П4              
П5              
П6              
П7              

 

 

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число - так, как оно указано в таблице.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение.

Сначала найдем путь Г-Д, для этого найдем строку (или столбец), в которой будет два пункта назначения. Такой строкой является строка один и строка пять. Допустим П1 это вершина Д, а П2-вершина П5. Проверим это предположение. Из вершины П1 идет путь к вершине П2 и к вершине П7. Допустим П2 это вершина Г, а П7 это вершина E. Проверим, что это так путем проверки количества путей ведущих из П2 и П7. Из П2 ведет три пути, а из П7 ведет четыре пути, посмотрим на схему, из нее видно, что из Г ведет три пути, а из Е ведет четыре. Это значит, что наше предположение оказалось верным. Если бы мы в начале выбрали П5 вершиной Б, тогда П4 была бы вершиной А, а П3 вершиной Е. Но из вершины Е ведет четыре пути, а у нас из П3 идет пять путей. Значит, предположение было неверным.

Итак мы можем однозначно определить вершину В по количеству идущих из нее путей, оно максимально для данной схемы и равно пяти. Значит П3 – это вершина B.

Так как П1 это вершина Д, то П5 это вершина Б. Далее посмотрим на таблицу и пути ведущие из П5, из нее видно, что П4 это вершина А, а П3 мы уже определили. Так как шесть вершин мы определили, то оставшаяся П6 будет вершиной И.

Найдем расстояние между Б и В, им будет расстояние между П3 и П5 и составит 20 километров.

Ответ: 20 (С)

Задача 4- 10б.

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения программы, записанной ниже на языках программирования алгоритмический и Basic.

 

Алгоритмический язык Basic
алг нач цел n, s n:= 1 s:= 0 нцпока n <= 350 s:= s + 30 n:= n * 4 кц вывод s кон   DIM N, S AS INTEGER N = 1 S = 0 WHILE n<= 350 S = S + 30 N = N * 4 WEND PRINT S  

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение:

Цикл с предусловием – whileвыполняется до тех пор, пока истинно условие n ≤ 350, т. е. переменная n определяет, сколько раз выполнится цикл. Поскольку изначально n = 1 и на каждом шаге n увеличивается в три раза, цикл выполнится четыре раза.

 

1. Значение переменных после первого шага: s= 30, n=4

2. Значение переменных после второго шага:s= 60, n=16

3. Значение переменных после третьего шага:s= 90, n=64

4. Значение переменных после четвертого шага:s= 120, n=256

5. Значение переменных после пятого шага:s= 150, n=1024

 

Следовательно, после выполнения цикла s примет значение 150

Ответ: 150 (D)

Задача 5- 10б.

Обозначим через m&n поразрядную конъюнкцию неотрицательных целых чисел m и n. Так, например, 14&5 = 11102&01012 = 01002 = 4.

Для какого наименьшего неотрицательного целого числа А формула x &51 = 0 ∨ (x &41 = 0 → x & А ≠ 0)

тождественно истинна (т. е. принимает значение 1 при любом неотрицательном целом значении переменной x)?

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Преобразуем выражение – заменим импликацию дизъюнкцией. Получим:

x &51 = 0 ∨ ((x &41 = 0) ∨ (x & А ≠ 0))=>

x &51 = 0 ∨ (x &41 = 0) ∨ (x & А = 0)

Также можно записать следующее:

x &51 = 1100112 при любом х ≠ 0;

x &41= 1010012 при любом х ≠ 0; откуда

ОбозначимA: x&A= 0; B: x&41 = 0; C: x&51 = 0

Тогда выше представленное выражение можно свети к следующему:

A|B|C=1; (1)

Так как части представленного выше выражения представлены в виде дизъюнкции, то представленная формула истинна, когда истинна хотя одна из трех частей. При по​раз​ряд​ной дизъ​юнк​цииB и C: B: 1010012и С: 1100112 получаем 111011. Как видно из числа, при любой конъюнкции данного числа с числом х должен быть получен логический ноль, это возможно в том случае если в третьем разряде справа одного из наших чисел будет стоять единица. Таким образом число А должно быть инверсией от дизъюнкции В и С, что дает число 0001002, поэтому число А=1002 или А=410.

Ответ: А=410. (А)

Задача 6- 10б.

В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 9. Значения элементов равны 8, 4, 3, 0, 7, 2, 1, 5, 9, 6 соответственно, т.е. A[0] = 8, A[1] = 4 и т. д. Определите значение переменной s после выполнения следующего фрагмента про­граммы (записанного ниже на разных языках программирования).

Бей­сик Python
s = 0 FOR j = 0 TO 9 IF A(j) <=4 THEN s = j ENDIF NEXT j s = 0 for j in range(10): if A[j] <= 4: s = j
Ал­го­рит­ми­че­ский язык Пас­каль
s:= 0 нц для j от 0 до 9 если A[j] <= 4 то s:= j все кц s:= 0; for j:= 0 to 9 do if A[j] <= 4 then s:= j;

Варианты ответов:

A B C D
       

 

Задача 7 - 10б.

В тер­ми­но­ло­гии сетей TCP/IP мас­кой сети на­зы­ва­ет­ся дво­ич­ное число,опре­де­ля­ю­щее, какая часть IP-ад­ре­са узла сети от­но­сит­ся к ад­ре­су сети, а какая – к ад­ре­су са­мо­го узла в этой сети. Обыч­но маска за­пи­сы­ва­ет­ся по тем же пра­ви­лам, что и IP-адрес, – в виде четырёх бай­тов, причём каж­дый байт за­пи­сы­ва­ет­ся в виде де­ся­тич­но­го числа. При этом в маске сна­ча­ла (в стар­ших раз­ря­дах) стоят еди­ни­цы, а затем с не­ко­то­ро­го раз­ря­да – нули. Адрес сети по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния по­раз­ряд­ной конъ­юнк­ции к за­дан­но­му IP-ад­ре­су узла и маске.

На­при­мер, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

Для узла с IP-ад­ре­сом 111.81.208.27 адрес сети равен 111.81.192.0. Чему равно наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние тре­тье­го слева байта маски? Ответ за­пи­ши­те в виде де­ся­тич­но­го числа.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение:

Третий байт слева адреса IPузла равен 208. Третий байт слева адреса сети равен 192. За­пи­шем тре­тий байт IP-ад­ре­са и ад­ре­са сети в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния:

20810 = 110100002

19210 = 110000002

По заданию требуется определить наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние тре­тье­го слева байта маски. Видим, что два пер­вых слева бита маски − еди­ни­цы, зна­чит, чтобы зна­че­ние было наи­большим третий бит должен быть равен единице, осталь­ные биты долж­ны быть нулями. По­лу­ча­ем, что тре­тий слева байт маски равен 111000002 = 22410.

Также можно рассмотреть решение следующим способом. В сетевых тер­ми­но­ло­гиях TCP/IP маской сети является дво­ич­ное число, мень­шечем 232. В маске сети в стар­ших раз­ря­дах стоят еди­ни­цы, а затем с не­ко­то­ро­го места нули. Рас­смот­рим тре­тий слева байт в IP-ад­ре­се узла и ад­ре­се сети, пред­ста­вим их в дво­ич­ном виде:

20810 = 11010000219210 = 110000002

Найдём такое число, пер­вая часть ко­то­ро­го еди­ни­цы, а вто­рая часть − нули, по­раз­ряд­ная конъ­юнк­ция ко­то­ро­го с чис­лом 208 даст число 192, эти числом является: 1110 00002 = 22410.

 

110100002
111000002
110000002

 

 

Ответ: 224.

Задача 8- 15б.

В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 112 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, после того как про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 30 ве­ло­си­пе­ди­стов? (Ответ дайте в битах.)

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение:

Как известно, с использованием N бит можно за­ко­ди­ро­вать 2N чисел. Так как 112 < 27, то для за­пи­си каж­до­го из 112 но­ме­ров не­об­хо­ди­мо 7 бит па­мя­ти. По­сколь­ку про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 30 ве­ло­си­пе­ди­стов, то ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния со­ста­вит 30*7 бит=210 бит.

Ответ: 210 (D)

 

Задача 9- 15б.

При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 15 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы из 12-сим­воль­но­го на­бо­ра: А, В, C, D, Е, F, G, H, K, L, M, N. В базе дан­ных для хра­не­ния све­де­ний о каж­дом поль­зо­ва­те­ле от­ве­де­но оди­на­ко­вое и ми­ни­маль­но воз­мож­ное целое число байт. При этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние па­ро­лей, все сим­во­лы ко­ди­ру­ют оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит. Кроме соб­ствен­но па­ро­ля, для каж­до­го поль­зо­ва­те­ля в си­сте­ме хра­нят­ся до­пол­ни­тель­ные све­де­ния, для чего вы­де­ле­но целое число байт; это число одно и то же для всех поль­зо­ва­те­лей. Для хра­не­ния све­де­ний о 20 поль­зо­ва­те­лях по­тре­бо­ва­лось 400 байт. Сколь­ко байт вы­де­ле­но для хра­не­ния до­пол­ни­тель­ных све­де­ний об одном поль­зо­ва­те­ле? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко целое число — ко­ли­че­ство байт.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Решение

В алфавите, согласно условию задачи, ровно 12 символов.

Давайте посмотрим, сколько нужно минимум выделить бит на 1 символ из алфавита, состоящего из 12 символов. Количество информации, которую можно закодировать с помощью бинарной системой счисления является следующей 2N=К. Где N-количество бит информации, K-количество символов. В данной задаче необходимо чтобы 2N>=К.

1. По заданию К=12, значит N=4, т.е. 16>=12. Для кодирования 1 символа данного алфавита достаточно 4 бит. По заданию один пароль состоит из 15-ти символов, значит, для его хранения потребуется 15*4=60 бит информации.

2. Пароль по условию кодируется минимально возможным целым количеством байт. В одном байте восемь бит, поэтому для хранения 60 бит информации потребуется 8 байт (8*8=64 бита).

3. По условию задачи для хранения сведений о 20 пользователях потребовалось 400 байт. На предыдущем шаге было определено, что для хранения одного пароля потребуется 8 байт. Значит для хранения 20 паролей потребуется 20*8=160 байт.

4. Определим количество дополнительной информации выделенной для хранения 20 паролей. Она будет равна 400-160=240 байт. Для хранения одного пароля требуется 240/20=12 байт.Таким образом, для хранения одного пароля дополнительно выделено 12 байт.

Ответ: 12 байт. (С)

6. Задание по тестам

 

Вариант 1

 

Задача 1 - 5б.

Сколько существует натуральных чисел x, для которых выполнено
неравенство E316 < x <1010101012?

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать ненужно

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 2 - 5б.

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 255?

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 3 - 5б.

Логическая функция F задается выражением (z)∧x ∨x∧y.

В таблице приведён фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий все наборы аргументов, при которых функция F истинна. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, z, y

 

??? ??? ??? F
       
       
       
       
       
       
       
       

Варианты ответов:

A B C D
y, x,z x,y, z z, x,y z,y, x

Задача 4 - 10б.

На числовой прямой даны два отрезка: P = [2, 10] и Q = [6, 14].

Выберите такой отрезок A, что формула

тождественно истинна, то есть принимает значение 1 при любом значении переменной х.

Варианты ответов:

A B C D
[0, 3] [3, 11] [11, 15] [15, 17]

 

Задача 5 - 10 б.

Саша составляет 4-буквенные слова, в которых есть только буквы С, Л, О, Н, причём буква Л используется в каждом слове ровно 1 раз. Каждая из других допустимых букв может встречаться в слове любое количество раз или не встречаться совсем. Словом считается любая допустимая последовательность букв, не обязательно осмысленная. Сколько существует таких слов, которые может написать Саша?

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 6 - 10б.

Производится двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 12 минут, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какая из приведенных ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

Варианты ответов:

A B C D
30 Мбайт 60 Мбайт 75 Мбайт 92 Мбайт

Задача 7 - 10 б.

На рисунке снизу изображена схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

 

A
В
Д
Б
Г
Е

 

 

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число - так, как оно указано в таблице

 

 

  П1 П2 П3 П4 П5 П6
П1            
П2            
П3            
П4            
П5            
П6            

 

 

Варианты ответов:

A B C D
       

 

Задача 8 - 15 б.

В тер­ми­но­ло­гии сетей TCP/IP мас­кой сети на­зы­ва­ет­ся дво­ич­ное число, опре­де­ля­ю­щее, какая часть IP-ад­ре­са узла сети от­но­сит­ся к ад­ре­су сети, а какая — к ад­ре­су са­мо­го узла в этой сети. Обыч­но маска за­пи­сы­ва­ет­ся по тем же пра­ви­лам, что и IP-адрес, — в виде четырёх бай­тов, причём каж­дый байт за­пи­сы­ва­ет­ся в виде де­ся­тич­но­го числа. При этом в маске сна­ча­ла (в стар­ших раз­ря­дах) стоят еди­ни­цы, а затем с не­ко­то­ро­го раз­ря­да — нули. Адрес сети по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния по­раз­ряд­ной конъ­юнк­ции к за­дан­ным IP-ад­ре­су узла и маске.

На­при­мер, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

Для узла с IP-ад­ре­сом 119.83.208.27 адрес сети равен 119.83.192.0. Ка­ко­во наи­мень­шее воз­мож­ное ко­ли­че­ство еди­ниц в раз­ря­дах маски?

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 9 - 15 б.

Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n — натуральное число, задан следующими соотношениями:

 

F(n) = n при n ≤ 2;

F(n) = 3 × F(n − 1) − F(n − 2) при n> 2.

 

Чему равно значение функции F(6)? В ответе запишите только натуральное число.

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 10 - 15 б.

Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных на­бо­ров зна­че­ний ло­ги­че­ских пе­ре­мен­ных x1, x2, … x6, y1, y2, … y6, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют всем пе­ре­чис­лен­ным ниже усло­ви­ям?

(x1 → x2) ∧ (x2 → x3) ∧ (x3 → x4) ∧ (x4 → x5) ∧ (x5 → x6) = 1

(y1 → y2) ∧ (y2 → y3) ∧ (y3 → y4) ∧ (y4 → y5) ∧ (y5 → y6) = 1

(x1 ∨ y1) ∧ (x2 ∨ y2) ∧ (x3 ∨ y3) ∧(x4 ∨ y4) ∧ (x5 ∨ y5) ∧ (x6 ∨ y6) = 1

 

В от­ве­те не нужно пе­ре­чис­лять все раз­лич­ные на­бо­ры зна­че­ний пе­ре­мен­ных x1, x2, … x6, y1, y2, … y6, при ко­то­рых вы­пол­не­на дан­ная си­сте­ма ра­венств. В ка­че­стве от­ве­та Вам нужно ука­зать ко­ли­че­ство таких на­бо­ров.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

 

 

Вариант 2

 

Задача 1 - 5б.

Сколько существует натуральных чисел x, для которых выполнено
неравенство 100111012<x<D616

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать ненужно

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 2- 5б.

Логическая функция F задается выражением ((x\/ y)/\w) /\ z

В таблице приведён фрагмент таблицы истинности функции F, содержащийвсе наборы аргументов, при которых функция F истинна.Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных w,x, y, z

? ? ? ? F
         
         
         

Варианты ответов:

A B C D
x, y,w,z y,x, w,z z, y,x,w y,w, x,z

Задача 3 - 5б.

На рисунке снизу изображена схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

 

Б
А
В
Г
Е
И
Д

 

 

  П1 П2 П3 П4 П5 П6 П7
П1              
П2              
П3              
П4              
П5              
П6              
П7              

 

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите, какова протяжённость дороги из пункта Б в пункт В. В ответе запишите целое число - так, как оно указано в таблице

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 4- 10б.

Определите, какое число будет напечатано в результате выполнения программы, записанной ниже на языках программирования алгоритмический и Basic.

 

Алгоритмический язык Basic
алг нач цел n, s n:= 1 s:= 0 нцпока n <= 350 s:= s + 30 n:= n * 4 кц вывод s кон   DIM N, S AS INTEGER N = 1 S = 0 WHILE n<= 350 S = S + 30 N = N * 4 WEND PRINT S  

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 5- 10б.

Обо­зна­чим через m&n по­раз­ряд­ную конъ­юнк­цию не­от­ри­ца­тель­ных целых чисел m и n. Так, на­при­мер, 14&5 = 11102&01012 = 01002 = 4.

Для ка­ко­го наи­мень­ше­го не­от­ри­ца­тель­но­го це­ло­го числа А фор­му­ла x &51 = 0 ∨ (x &41 = 0 → x & А ≠ 0)

тож­де­ствен­но ис­тин­на (т. е. при­ни­ма­ет зна­че­ние 1 при любом не­от­ри­ца­тель­ном целом зна­че­нии пе­ре­мен­ной x)?

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 6- 10б.

В про­грам­ме ис­поль­зу­ет­ся од­но­мер­ный це­ло­чис­лен­ный мас­сив A с ин­дек­са­ми от 0 до 9. Зна­че­ния эле­мен­тов равны 8, 4, 3, 0, 7, 2, 1, 5, 9, 6 со­от­вет­ствен­но, т.е. A[0] = 8, A[1] = 4 и т. д. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s после вы­пол­не­ния сле­ду­ю­ще­го фраг­мен­та про­грам­мы (за­пи­сан­но­го ниже на раз­ных язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния).

Бей­сик Python
s = 0 FOR j = 0 TO 9 IF A(j) <=4 THEN s = j ENDIF NEXT j s = 0 for j in range(10): if A[j] <= 4: s = j
Ал­го­рит­ми­че­ский язык Пас­каль
s:= 0 нц для j от 0 до 9 если A[j] <= 4 то s:= j все кц s:= 0; for j:= 0 to 9 do if A[j] <= 4 then s:= j;

Варианты ответов:

A B C D
       

 

Задача 7 - 10б.

В тер­ми­но­ло­гии сетей TCP/IP мас­кой сети на­зы­ва­ет­ся дво­ич­ное число,опре­де­ля­ю­щее, какая часть IP-ад­ре­са узла сети от­но­сит­ся к ад­ре­су сети, а какая – к ад­ре­су са­мо­го узла в этой сети. Обыч­но маска за­пи­сы­ва­ет­ся по тем же пра­ви­лам, что и IP-адрес, – в виде четырёх бай­тов, причём каж­дый байт за­пи­сы­ва­ет­ся в виде де­ся­тич­но­го числа. При этом в маске сна­ча­ла (в стар­ших раз­ря­дах) стоят еди­ни­цы, а затем с не­ко­то­ро­го раз­ря­да – нули. Адрес сети по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те при­ме­не­ния по­раз­ряд­ной конъ­юнк­ции к за­дан­но­му IP-ад­ре­су узла и маске.

На­при­мер, если IP-адрес узла равен 231.32.255.131, а маска равна 255.255.240.0, то адрес сети равен 231.32.240.0.

Для узла с IP-ад­ре­сом 111.81.208.27 адрес сети равен 111.81.192.0. Чему равно наи­боль­шее воз­мож­ное зна­че­ние тре­тье­го слева байта маски? Ответ за­пи­ши­те в виде де­ся­тич­но­го числа.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

 

Задача 8- 15б.

В ве­ло­к­рос­се участ­ву­ют 112 спортс­ме­нов. Спе­ци­аль­ное устрой­ство ре­ги­стри­ру­ет про­хож­де­ние каж­дым из участ­ни­ков про­ме­жу­точ­но­го фи­ни­ша, за­пи­сы­вая его номер с ис­поль­зо­ва­ни­ем ми­ни­маль­но воз­мож­но­го ко­ли­че­ства бит, оди­на­ко­во­го для каж­до­го спортс­ме­на. Каков ин­фор­ма­ци­он­ный объем со­об­ще­ния, за­пи­сан­но­го устрой­ством, после того как про­ме­жу­точ­ный финиш про­шли 30 ве­ло­си­пе­ди­стов? (Ответ дайте в битах.)

Варианты ответов:

A B C D
       

 

Задача 9- 15б.

При ре­ги­стра­ции в ком­пью­тер­ной си­сте­ме каж­до­му поль­зо­ва­те­лю выдаётся па­роль, со­сто­я­щий из 15 сим­во­лов и со­дер­жа­щий толь­ко сим­во­лы из 12-сим­воль­но­го на­бо­ра: А, В, C, D, Е, F, G, H, K, L, M, N. В базе дан­ных для хра­не­ния све­де­ний о каж­дом поль­зо­ва­те­ле от­ве­де­но оди­на­ко­вое и ми­ни­маль­но воз­мож­ное целое число байт. При этом ис­поль­зу­ют по­сим­воль­ное ко­ди­ро­ва­ние па­ро­лей, все сим­во­лы ко­ди­ру­ют оди­на­ко­вым и ми­ни­маль­но воз­мож­ным ко­ли­че­ством бит. Кроме соб­ствен­но па­ро­ля, для каж­до­го поль­зо­ва­те­ля в си­сте­ме хра­нят­ся до­пол­ни­тель­ные све­де­ния, для чего вы­де­ле­но целое число байт; это число одно и то же для всех поль­зо­ва­те­лей. Для хра­не­ния све­де­ний о 20 поль­зо­ва­те­лях по­тре­бо­ва­лось 400 байт. Сколь­ко байт вы­де­ле­но для хра­не­ния до­пол­ни­тель­ных све­де­ний об одном поль­зо­ва­те­ле? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко целое число — ко­ли­че­ство байт.

 

Варианты ответов:

A B C D
       

Задача 10- 15б.

Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных на­бо­ров зна­че­ний ло­ги­че­ских пе­ре­мен­ных x1, x2,... x9, y1, y2,... y9, ко­то­рые удо­вле­тво­ря­ют всем пе­ре­чис­лен­ным ниже усло­ви­ям:

 

 

В от­ве­те не нужно пе­ре­чис­лять все раз­лич­ные на­бо­ры зна­че­ний пе­ре­мен­ных x1, x2,... x9, y1, y2,... y9, при ко­то­рых вы­пол­не­на дан­ная си­сте­ма ра­венств. В ка­че­стве от­ве­та Вам нужно ука­зать ко­ли­че­ство таких на­бо­ров.

A B C D
       

7. Оформление контрольной работы

Процесс разработки

Листы, на которых выполняется контрольная работа, должны иметь поля, страницынеобходимо пронумеровать, иначе преподаватель не сможет указать в рецензии, накакой именно странице допущена ошибка или неточность. Работа должна быть написанаграмотно, разборчивым почерком (если пишется от руки).

К использованным в работе цитатам, научно-литературным источникам необходимо делатьправильно оформленные ссылки (сноски). При составлении списка использованнойлитературы следует обратиться к ГОСТ 7.1-2003 (Приложение А).

Когда контрольная работа написана, оформляется титульный лист. Данныетитульного листа – это самые необходимые сведения о работе и ее авторе. Образецоформления титульного листа дан в Приложении Б. Если контрольная работа выполняетсяпо конкретной теме, то ее название указывается на титульном листе.

Контрольная работа сдается в срок, определяемый графиком учебного процесса, ипосле проверки хранится на кафедре. Работа (в зависимости от решения кафедры) можетоцениваться по 4-балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,«неудовлетворительно») или по 2-балльной («зачет», «незачет»). При оценке работы какнеудовлетворительно (незачет) она возвращается студенту на доработку с замечаниями иуказаниями преподавателя. Студент-заочник должен быть готов к тому, что на экзамене

(зачете) ему могут быть заданы вопросы по содержанию контрольной работы.


Приложение А

Примеры библиографических описаний документов

(ГОСТ 7.1-2003)

Книги (однотомники)

Книга с одним автором

Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика,1993. – 144 с.

Книга с двумя авторами

Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3.Фэйр; пер. П.Е. Патрушева. – М.: Стрингер, 1992. – 116 с.

Книга с тремя авторами

Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З.Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.

Книга с четырьмя авторами и более

Теория зарубежной судебной медицины: учеб.пособие / В.Н. Алисиевич [и др.]. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.

Сборник Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН,

1991. – 147 с.

Официальные документы

Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. – М.:

Маркетинг, 2001. – 39 с.

Автореферат диссертации

Еременко, В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики:автореф. дис....канд. юрид. наук: защищена 12.02.2000: утв. 24.06.2000 / В.И. Еременко. – Барнаул: Изд-воААЭП, 2000. – 20 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: