План лекции
1. Аккультурация в межкультурной коммуникации
1.1. Концепция диффузионизма
1.2. Формы аккультурации
1.3. Стратегии аккультурации.
1.4. Результаты аккультурации.
2. Культурная асимметрия и культурный диалог
3. «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры
3.1. Понятие «культурного шока» и его симптомы
3.2. Шесть форм проявления культурного шока
3.3. Факторы, влияющие на культурный шок.
® Аккультурация в межкультурной коммуникации
Понятие и сущность аккультурации.
Аккультурация - это результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп).
1.1. Концепция диффузионизма
Диффузионисты исходили из того, что каждое явление культуры (материальной или духовной) возникает в истории лишь однажды и только в одном месте - культурном круге (Л. Фробениус). Затем оно распространяется посредством торговли, переселений, войн в другие культурные центры.
Зона территориального распространения культурных элементов называется культурным ареалом. Таким образом, культура определенного типа, по мнению диффузионистов, состоит из заимствованных, а не возникших в результате собственной эволюции элементов и комплексов. Доказательством служат «бродячие сюжеты», встречающиеся в сказках, сказаниях многих народов (например, о Синдбаде-мореходе, Одиссее).
Известные представители названного научного направления Ф. Ратцель и Л. Фробениус рассматривали историю человечества не в понятиях эволюции, прогресса, а сводили ее к бесконечным переносам, контактам.
Концепция культурной диффузии и современные научные представления. Некоторые положения представленной теории диффузионизма актуальны сегодня и служат основой кросскультурных исследований:
- представление о культуре-доноре и культуре-реципиенте;
- представление о субъекте межкультурного взаимодействия, в качестве которого могут выступать индивиды, группы, районы, нации, страны, регионы;
- внимание к механизмам (средствам) культурных заимствований и др. В результате антропогенеза возникает искусственная среда обитания человека - культура, возникает сразу в нескольких местах земного шара.
По мере увеличения численности человеческого сообщества растет область распространения культуры. Неизбежной становится встреча культур - культурный контакт, в результате которого происходят сознательные и несознательные заимствования, обмен различными элементами культуры (знаниями, способами деятельности, ценностями и др.).
Процесс заимствования культурных элементов в современных концепциях получил название аккультурации или транскультурации.
Аккультурация – это процесс изменения материальной и духовной культуры при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Аккультурацией также называют результат этого процесса.
Американские исследователи Р. Редфилд и Р. Линтон считали, что аккультурация - это совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в первоначальных культурных паттернах одной группы или обеих групп.
Формы аккультурации
Таблица 4.1
Прямые и косвенные формы аккультурации
Формы аккультурации | Примеры аккультурации |
Прямая | -Влияние принимающей среды на мигрантов - Влияние европейской цивилизации на племена аборигенов |
Косвенная | - Работа научных центров, университетов - Распространение товаров - Воздействие СМК |
Средствами культурной диффузии выступают:
1. Миграции - демографический процесс, представляющий собой физическое перемещение людей между странами, районами, поселениями.
Разновидностью миграций является международный туризм.
2. Войны.
3. Торговля.
4. Путешествия с научными целями.
5. Миссионерство (от проповеди первых христиан до современных кришнаитов, баптистов и др.).
6. Колонизация.
Стратегии аккультурации.
В процессе аккультурации каждому человеку приходится решать одновременно две разнонаправленные задачи: сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация этих двух задач предполагает четыре возможных сочетания основных стратегий аккультурации (см. таблицу 4.2):
- ассимиляция - вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.
- сепарация - отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.
- маргинализация - означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).
- интеграция - идентификация как со старой, так и с новой культурой.
Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью.
Таблица 4.2
Четыре стратегии аккультурации
Вид этнической идентичности | Толерантность | Интолерантность |
Позитивная | интеграция | сепарация |
Негативная | ассимиляция | маргинализация |