Стратегии аккультурации

План лекции

1. Аккультурация в межкультурной коммуникации

1.1. Концепция диффузионизма

1.2. Формы аккультурации

1.3. Стратегии аккультурации.

1.4. Результаты аккультурации.

2. Культурная асимметрия и культурный диалог

3. «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры

3.1. Понятие «культурного шока» и его симптомы

3.2. Шесть форм проявления культурного шока

3.3. Факторы, влияющие на культурный шок.

 

® Аккультурация в межкультурной коммуникации

Понятие и сущность аккультурации.

Аккультурация - это результат длительного контакта групп, представляющих раз­ные культуры, который выражался в изменении исходных куль­турных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп).

1.1. Концепция диффузионизма

Диффузионисты исходили из того, что каждое явление культуры (материальной или духовной) возникает в истории лишь однажды и только в одном месте - культурном круге (Л. Фробениус). Затем оно распространяется посредством торговли, переселений, войн в другие культурные центры.

Зона территориального распространения культурных элементов называется культурным ареалом. Таким образом, культура определенного типа, по мнению диффузионистов, состоит из заимствованных, а не возникших в результате собственной эволюции элементов и комплексов. Доказательством служат «бродячие сюжеты», встречающиеся в сказках, сказаниях многих народов (например, о Синдбаде-мореходе, Одиссее).

Известные представители названного научного направления Ф. Ратцель и Л. Фробениус рассматривали историю человечества не в понятиях эволюции, прогресса, а сводили ее к бесконечным переносам, контактам.

 

Концепция культурной диффузии и современные научные представления. Некоторые положения представленной теории диффузионизма актуальны сегодня и служат основой кросскультурных исследований:

- представление о культуре-доноре и культуре-реципиенте;

- представление о субъекте межкультурного взаимодействия, в качестве которого могут выступать индивиды, группы, районы, нации, страны, регионы;

- внимание к механизмам (средствам) культурных заимствований и др. В результате антропогенеза возникает искусственная среда обитания человека - культура, возникает сразу в нескольких местах земного шара.

По мере увеличения численности человеческого сообщества растет область распространения культуры. Неизбежной становится встреча культур - культурный контакт, в результате которого происходят сознательные и несознательные заимствования, обмен различными элементами культуры (знаниями, способами деятельности, ценностями и др.).

Процесс заимствования культурных элементов в современных концепциях получил название аккультурации или транскультурации.

Аккультурация – это процесс изменения материальной и духовной культуры при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Аккультурацией также называют результат этого процесса.

Американские исследователи Р. Редфилд и Р. Линтон считали, что аккультурация - это совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в первоначальных культурных паттернах одной группы или обеих групп.

Формы аккультурации

Таблица 4.1

Прямые и косвенные формы аккультурации

Формы аккультурации Примеры аккультурации
Прямая -Влияние принимающей среды на мигрантов - Влияние европейской цивилизации на племена аборигенов
Косвенная - Работа научных центров, университетов - Распространение товаров - Воздействие СМК

Средствами культурной диффузии выступают:

1. Миграции - демографический процесс, представляющий собой физическое перемещение людей между странами, районами, поселениями.

Разновидностью миграций является международный туризм.

2. Войны.

3. Торговля.

4. Путешествия с научными целями.

5. Миссионерство (от проповеди первых христиан до современных кришнаитов, баптистов и др.).

6. Колонизация.

 

Стратегии аккультурации.

В процессе аккультурации каждому человеку приходится решать одновременно две разнонаправленные задачи: сохранение своей культурной идентичности и включение в чужую культуру. Комбинация этих двух задач предполагает четыре возможных сочетания основных стратегий аккультурации (см. таблицу 4.2):

- ассимиляция - вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказыва­ясь при этом от своих норм и ценностей.

- се­парация - отрицание чужой культуры при сохранении иден­тификации со своей культурой. В этом случае представители недо­минантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции на­стаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

- маргинализация - означает, с одной стороны, потерю идентич­ности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентифика­ции с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невоз­можности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению но­вой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

- интеграция - идентификация как со старой, так и с новой культурой.

 

Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и эт­нической толерантностью.

Таблица 4.2

Четыре стратегии аккультурации

 

Вид этнической идентичности Толерантность Интолерантность
Позитивная интеграция сепарация
Негативная ассимиляция маргинализация

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: