Сбор, анализ и обобщение теоретического материала

 

Изучение состояния проблемы исследования может выполняться в следующей последовательности:

1. Поиск в словарях и энциклопедиях определений основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме. В них можно найти ссылки на наиболее известные работы в данной области и на ученых, внесших вклад в исследование изучаемого психологического феномена.

2. Составление первоначального библиографического списка по выбранной теме. Для этого могут быть использованы информационные, библиографические, обзорные издания.

3. Ознакомление со справочными и библиографическими изданиями по другим наукам (философии, социологии, педагогике и др.).

Источниками для формирования библиографии кроме уже указанных могут быть также списки обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебных дисциплин, библиографические списки в учебниках и монографиях, предметные каталоги библиотек, Интернет, рекомендации научного руководителя.

Проводя библиографическую подготовку, студент получает представление о количестве публикаций по интересующей его теме, о хронологии изучения выбранной проблемы, об интересе ученых к данной сфере. Можно определить наиболее цитируемых авторов. Лучше начинать чтение работ именно этих авторов и тех, кто внес наибольший вклад в процесс изучения проблемы.

Целесообразно вначале просмотреть отобранные книги. Особое внимание уделите книгам, имеющим предметный указатель, ознакомьтесь с его помощью с важнейшими для вас фрагментами книги. Нередко после этого выясняется, что читать книгу целиком нет необходимости.

После дальнейшего изучения литературы оформляется окончательный вариант библиографического списка. Он должен всесторонне охватывать исследуемую тему.

Следующим этапом работы над дипломом является более скрупулезный анализ учебной, научной и другой литературы. Этот процесс требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. При конспектировании литературных источников, описывающих экспериментальное исследование важно отмечать перечень использованных методик, описание оригинальных (авторских) методик, описание процедуры эксперимента.

Любой конспект надо начинать с записи полных выходных данных печатной работы. Важно также отмечать, на какой странице или страницах Вы прочли необходимую для Вас информацию, которую впоследствии планируете анализировать в своей дипломной работе.

В ходе последующего анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура дипломного исследования, его содержание и объем работы.

Построение литературного обзора может осуществляться в соответствии с разными принципами: хронологическим или логическим. Следуя первому из них, собранные материалы следует компоновать таким образом, чтобы они описывали этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными. Логическое построение является более предпочтительным, так как представление материала по этому принципу помогает самому исследователю более глубоко понять природу изучаемого явления. Его структура может быть примерно следующей:

1.Феноменологическое описание изучаемых явлений, т.е. описание их проявлений: частота, временные, пространственные и другие характеристики.

2.Определение места данного явления среди других психических явлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния, факторов, его обусловливающих, явлений, на которые оно оказывает влияние.

3.Рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному вами подходу: системному, целостному, комплексному, средовому или ситуационному и т.д. Этот выбор должен быть сделан в ходе предшествующего методологического анализа. При любом подходе необходимо уделить внимание компонентному составу изучаемого явления, его структуре. Структура явления — это устойчивые связи между его компонентами, элементами. В психологии под структурой чаще всею понимается функциональная структура, т.е. устойчивые взаимосвязи между отдельными функциями. Нередко отдельные функции объединяют в функциональные блоки и рассматривают взаимосвязи между блоками.

4.Сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании различными авторами.

5.Закономерности, которым подчиняется явление.

6.Прикладное, практическое использование психического явления (свойства, функции) или учет его характеристик.

В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или результаты которых вы анализируете и обобщаете. Ссылаться следует на конкретные публикации авторов. Если не удалось найти публикации автора, идеи которого описываются в работе, то, ссылаясь на него и называя его имя, необходимо также указать автора (и его публика­цию), выступившего при этом посредником, благодаря которому стала доступна нужная информация. В этом случае вслед за последней фразой, раскрывающей точку зрения обсуждаемого автора, в скобках пишется: (по Иванову И.И., 1992). Если приводится цитата, взятая не из первоисточника, а имеющаяся в работе другого автора, то в конце цитаты в скобках указывается этот источник. Например: (цит. по Петрову П.П., 2006).

В целом, в содержании теоретической главы дипломной работы должен быть отражен анализ всех психологических явлений и субъектов, являющихся соответственно объектом и предметом исследования.

 

4.3. Разработка рабочего плана

 

Для разработки рабочего плана дипломной работы студент должен четко представлять ее структуру. Это тем более важно, так как структура научной работы, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.

Содержательная часть дипломной работы имеет следующую структуру:

· введение;

· основная часть (разделенная на главы и параграфы);

· заключение;

· библиографический список;

· приложения.

Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. В рабочем плане приводятся конкретные этапы по написанию дипломной работы и сроки их реализации в соответствии с учебным планом. Согласование рабочего плана осуществляется в начале учебного года на первых консультациях с научным руководителем. Примерный план выполнения дипломной работы приведен в таблице 4.1.

 

 

Таблица 4.1 – Примерный план выполнения дипломной работы

 

№ п/п Наименование этапа Срок выполнения
  Выбор темы исследования и обсуждение ее с научным руководителем 1 – 2-я недели I семестра
  Разработка методологического аппарата дипломной работы 3 – 5-я недели I семестра
  Поиск необходимой литературы, подготовка библиографического списка 6 – 7-я недели I семестра
  Изучение и анализ литературы, корректировка методологии исследования 8 – 11-я недели I семестра
  Формулирование основных теоретических положений и изложение теоретической части дипломной работы 12 – 16-я недели I семестра
  Выбор базы исследования и формирование выборки 17 – 18-я недели I семестра
  Проведение эмпирического исследования 1 – 4-я недели II семестра
  Обработка полученных результатов 5 – 6-я недели II семестра
  Интерпретация результатов и формулировка выводов исследования 7 – 9-я недели II семестра
  Подготовка черновика дипломной работы 10 – 11-я неделя II семестра
  Оформление окончательного текста дипломной работы и приложений 12 – 13-я недели II семестра
  Подготовка к защите дипломной работы 14 – 15-я недели II семестра

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: