Раздел 1. Методы психологического исследования

Общая психология

Материалы лабораторных занятий

Учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование

 

Брянск -2017

УДК

ВВК

П-

Материалы лабораторных занятий по дисциплине «Общая психология»: учебно-методическое пособие для студентов - бакалавров по направлению подготовки психолого-педагогическое образование / сост. Фещенко Е.М., Брянск: РИО БГУ, 2017. - 108с.

Данное учебно-методическое пособие ориентировано на решение задач практической подготовки студентов.

Пособие составлено с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В нем сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии на психологических факультетах.

Учебно-методическое пособие построено с учетом органической связи проблем общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии и ориентировано на создание у студентов целостного представления о предмете психологии, ее основных категориях - личности, деятельности, познании и особенностях их развития.

 

Рецензенты:

Павлова Т.А., к. психол. н., проф., зав. кафедрой общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»

Матюшкова Е.А., к. психол. Н., доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ДПО (П) КС «Брянский институт повышения квалификации работников образования»

 

Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной психологии БГУ

 

 

© Фещенко Е.М.

 

Оглавление

 

Введение  
Раздел 1. Методы психологического исследования  
Лабораторное занятие 1. Методы психологии. Метод наблюдения  
Лабораторное занятие 2. Метод эксперимента в психологическом исследовании  
Лабораторное занятие 3. Метод теста в психологическом исследовании  
Раздел 2. Познавательные психические процессы  
Лабораторное занятие 4. Методики исследования ощущений и восприятия  
Лабораторное занятие 5. Методики исследования внимания  
Лабораторное занятие 6. Методики исследования мышления и речи  
Лабораторное занятие 7. Методики исследования памяти  
Лабораторное занятие 8. Методики исследования воображения  
Раздел 3. Методы исследования личности  
Лабораторное занятие 9. Методики исследования личности в трудах зарубежных психологов  
Лабораторное занятие 10. Методы и методики изучения направленности личности  
Лабораторное занятие 11. Методы исследования мотивации и деятельности личности  
Лабораторное занятие 12. Методики исследования индивидуально-психологических особенностей личности  
Лабораторное занятие 13. Методики исследования эмоционально-волевой сферы личности  
Список литературы  

 


Введение

 

Основное предназначение дисциплины «Общая и экспериментальная психология» состоит в том, чтобы способствовать формированию умений по применению средств эмпирического познания, с помощью которых решаются задачи научных исследований в психологической науке. Учебная дисциплина раскрывает перед студентами совокупность методов и методик, ориентированных на исследование проблем существования людей в мире себе подобных, сложных феноменов взаимодействия человека и общества, процессов развития личности и самосознания.

Курс направлен на изучение методов психологической науки и конкретных методик из арсенала научно-практической работы психолога. Изучив предлагаемый материал, студенты смогут понять, каким образом осуществляются психологическое наблюдение и эксперимент, в чем заключаются особенности применения тестов и проективных методик, как проводятся интервьюирование и анкетирование.

«Общая и экспериментальная психология» имеет методологическое значение для усвоения других учебных дисциплин психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном; совместно с курсами психодиагностики и общего психологического практикума служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов – психологов заключается в чтении конспектов лекций, в конспектирование учебной и научной литературы, в написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Кроме этого, для студентов важным является работа на семинарских и лабораторных занятиях. На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формированию научного мировоззрения и созданию единой картины окружающего органического мира.

Особое внимание при изучении данного курса уделяется лабораторным занятиям. В помощь студентам преподавателем предоставляется диагностические методики, лабораторное оборудование. При выполнении практических заданий преподаватель акцентирует внимание студентов на важности исследуемых проблем, способствующих пониманию общих закономерностей процессов становления, развития и функционирования психических явлений, для выявления основных механизмов протекания психических процессов и сложных форм поведения человека.

Данное учебно-методическое пособие предоставляет материалы, необходимые студентам на лабораторных занятиях студентов.


Раздел 1. Методы психологического исследования

Лабораторное занятие 1.

Методы психологии. Метод наблюдения

Цель: обеспечить усвоение студентами понятий: методология, принцип, метод, методика исследования, правил отбора и применения методов исследования в психологии. Дать представление о сущности метода наблюдения, его видов, первоначальных умений применения метода в исследовательской работе.

 

Вопросы для теоретической подготовки

1. Понятие метода в науке.

2. Основные подходы к классификации методов исследования в психологии

3. Краткая характеристика основных методов исследования применяемых в психологии.

4. Характеристика наблюдения как метода исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Изучите теоретический материал по учебному пособию «Психология: практический курс. Психология человека» стр. 6-27 и выполните задания 1-9 на стр.4-9, а также на стр. 33-42 и выполните задания 1-2, 4-7 на стр.29-33.

Задание 1. Составление поведенческого портрета по данным наблюдения.

 

2. Путем систематического наблюдения за одним испытуемым составляется поведенческий портрет по заданным параметрам. При составлении поведенческого портрета следует отказаться в описаниях от попыток «проникновения во внутренний мир личности», которые рискуют оказаться ошибочными. Во время наблюдения ведется дневник. По результатам наблюдения оформляется отчет.

 

3. Изучение особенностей взаимодействия членов малой группы при совместном решении задач. Путем свободного наблюдения за работой малой группы в процессе дискуссии на заданную тему по методике Р. Бейлза устанавливаются признаки межличностного общения членов группы, которые сводятся в категории и классы. Во время наблюдения ведется дневник. По результатам наблюдения оформляется отчет.

 

Метод Бейлза изучает группы людей, которые работают, а за ней наблюдают по определенному плану. Выделяют 12-ть наблюдаемых категорий. Задача наблюдателя раскладывать информацию по этим категориям. Шесть категорий связаны с действиями направленными на решение задач, другие оценивают межличностные отношения.

Блоки 1 и 4 – межличностное общение. Блоки 2 и 3 – действия направленные на решения групповых задач.

 

Категории

Блок №1 Позитивные социальные эмоциональные действия

- Солидарность

- Снятие эмоционального напряжения

- Выражение согласия, понимания

 

Блок №2 Активная позиция, эмоционально - нейтральная

- Предложение, совет, ориентирование

- Высказывание своего мнения

- Информирование, уточнение

 

Блок №3 Пассивная позиция, эмоциональная - нейтральная

- Просьба дать информацию, повторить

- Просьба проанализировать, оценить

- Просьба предложить возможные способы действия

 

Блок №4. Негативные эмоциональные действия

- Возражения, отказ в помощи

- Выраженная эмоциональная напряженность

- Проявление антагонизма, подрыв статуса другого члена группы

 

В результате строится оценочная таблица, куда входят списки людей и категорий. Считаются единичные случаи проявления категорий. Затем считают и строят график в трехмерной системе координат.

 

Литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1998. - С.36-50.

2. Загвязинский В.И., Атарханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005. – 208с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2007.- С.26-35.

4. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.,2004. – 268с.

5. Общий психологический практикум: Учебно – методический комплекс дисциплины / Авт.- сост. доктор психологических наук, доцент Д.С. Горбатов – СПб.: НОУ ВПО АИГО, 2012. – 29с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. С.38-53.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: